За что сместили главу колхоза?

statics/images/arcticles/032021/03032021x348699c7.jpg
Видно, что в модернизацию льнозавода давно не вкладывались.
Фото автора
statics/images/arcticles/032021/03032021xe8478015.jpg
Коллектив льнозавода единогласно поддержал кандидатуру руководителя колхоза и надеется на улучшение условий труда.
statics/images/arcticles/032021/03032021xbe8728b0.jpg
Юрий Лукьянов.

Над бабаевской деревней Пожара всю зиму вставали зарницы. К счастью, не огненные, а информационно-скандальные, но их отблески были видны далеко за пределами района.

Проблемы двоевластия 

Пожара по меркам Бабаевского района - деревня хоть и отдаленная, но относительно крупная: около 300 жителей, есть свое отделение связи, клуб, несколько магазинов, а еще специализирующийся на выращивании и первичной переработке льна ПК «Колхоз Пожарское». Ему же отданы в аренду большие лесные площади. В неурожайные для льна годы выручка от продажи древесины помогала предприятию компенсировать убытки. Лес на корню активно перепродавался заезжим предпринимателям, зато простые колхозники могли месяцами не получать зарплату.

В конце декабря на общем собрании членов колхоза подавляющим большинством голосов прежнему руководителю хозяйства Евгению Яковлеву, стоявшему у руля «Пожарского» 15 последних лет, объявили вотум недоверия. Новым председателем предложили избрать местного предпринимателя Юрия Лукьянова (он на собрании не присутствовал), к которому тут же отправились «ходоки». 

Просьбу земляков предприниматель уважил, но с этим был категорически не согласен прежний руководитель хозяйства, посчитавший, что процедура переизбрания была проведена с грубым нарушением устава предприятия. Кроме того, по мнению Евгения Яковлева, смена власти в хозяйстве была не спонтанной, а спланированной заранее. И руку к этому приложил давний друг Лукьянова - бывший сотрудник полиции, а ныне глава Борисовского сельского поселения Виталий Сойма.

В этой же интерпретации события подавались и в нескольких региональных газетах, отражавших почему-то только одну версию, изложенную прежним руководителем хозяйства.

Все это привело к тому, что в январе и феврале в «Пожарском» царило настоящее двоевластие. Избранным и фактическим директором хозяйства являлся Юрий Лукьянов, юридически же им продолжал оставаться Евгений Яковлев. Лишь недавно в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения, узаконившие смену руководителя. Но к тому времени уже почти два месяца сельхозпредприятие было практически лишено возможности заключать хозяйственные договоры и нормально готовиться к посевной. 

В конце февраля коллектив колхоза пригласил в Борисовское поселение журналистов «КС», чтобы они могли на месте разобраться в запутанной ситуации. Буквально на следующий день мы отправились в дальний путь.

В колхозе, но не колхозники

На Борисово-Судский льнозавод, входящий в состав колхоза на правах обособленного цеха, жалко и больно смотреть: часть букв с въездной вывески утеряна, корпуса и оборудование старые, в помещениях очень холодно. Отработав какое-то время, дежурная смена идет в подсобку греться у печки-буржуйки. Здесь и происходит наша встреча с коллективом цеха.

- Я тружусь на предприятии с 1981 года, из выращенного колхозом льна производим короткое волокно, отправляем его на переработку во Владимирскую область. Были у предприятия и взлеты, и падения, но так тяжело, как в последние годы, мы никогда прежде не жили, - говорит мастер Наталья Заводчикова. - Средств в модернизацию не вкладывалось: сломается деталь, обратишься к прежнему директору - ответ всегда один: «Денег нет, выкручивайтесь сами». А тут еще с лета пошли постоянные задержки зарплаты. 

По словам других работников цеха, августовскую зарплату они получили только в октябре, сентябрьскую - 19 ноября. Стали жаловаться в район, область и прокуратуру. Приезжал бабаевский прокурор, имел долгую беседу с Евгением Яковлевым, но кардинальных изменений с выплатами не произошло. Всю задолженность в конце декабря якобы из собственных средств погасил уже новый руководитель Юрий Лукьянов. С января же зарплату в цехе стали платить два раза в месяц - и аванс, и получку, чего тут вообще никогда не было.

Обижены работники цеха на бывшего директора и за то, что, даже отработав на предприятии по многу лет, они почему-то не являлись членами колхоза. Причем некоторые узнали об этом только в день первого за многие годы общего собрания колхозников, когда их лишили возможности участвовать в голосовании. Но главным катализатором смещения прежнего директора с должности стали все же другие события, разыгравшиеся накануне.

- Первого декабря я поехала в колхозную контору сдавать наряды, - вновь подключается к беседе Наталья Заводчикова. - К тому времени мы уже видели, что происходит что-то неладное. Ни одного гектара осенью вспахано не было, зато все частные лесопилки, а они по соседству с нашим льнозаводом, работали без остановки. Захожу в контору, а бывший главный бухгалтер колхоза и супруга тогдашнего директора Лариса Васильевна меня чуть ли не с порога огорошивает новостью: в январе получите уведомления о предстоящем увольнении, с 1 апреля цех перестанет работать. Возможно, Яковлев хотел окончательно избавиться от ставшего убыточным льна и, как уже говорили до этого в деревне, планировал полностью переключиться на лесозаготовку, сознательно ведя колхоз к банкротству. Да не успел: переизбрали мы его.

У каждого - своя правда

О том, что прежний руководитель хозяйства в последние годы своей работы активно занимался лесозаготовками, нам говорили и работники колхозных мастерских Юрий Савин, Леонид Агафонов и другие. Мол, если до 2014 года хозяйство как-то развивалось, приобреталась новая техника, то потом руководитель хозяйства то ли устал, то ли потерял интерес к повседневной работе - все в основном крутилось уже вокруг леса. Причем зачастую колхоз продавал его на корню, и, как говорят работники, намного ниже рыночной стоимости. Но спрашивать об этом напрямую у директора побаивались, а общие колхозные собрания тут давно не проводились. 

Правда, внешне сам Евгений Яковлев никак не похож на человека, нажившего большие богатства на торговле лесом. Его частный одноэтажный дом выглядит скромно даже по деревенским меркам. Во дворе - недостроенный гараж и занесенная снегом машина.

- Я в колхозе с 1986 года, как окончил институт, так тут и работал: первые 20 лет - главным инженером, потом - руководителем. Денег накопил только на подержанную «Ниву» да недостроенный гараж, - говорит Евгений Юрьевич. - Не понимаю я людей. Сколько всего для них сделал, а они вот так со мной поступили. Ну да Бог им судья! Преднамеренное банкротство?! Что вы, даже и в мыслях такого не было. Наоборот, в конце года я заключил договоры с лесозаготовителями, чтобы из вырученных средств выплатить людям зарплату и подготовиться к посевной. Но действительно не успел.

На середину марта назначен суд, на котором Евгений Яковлев рассчитывает вернуть себе прежнюю должность. Но говорит, что, если даже Фемида и встанет на его сторону, то в старом-новом качестве работать, наверное, не будет. Это, мол, лишь попытка доказать, что с ним обошлись несправедливо. 

А вот нынешний руководитель «Пожарского» Юрий Лукьянов предпочел говорить с нами не о судах, а о планах по спасению и развитию хозяйства. Из-за того, что по итогам прошлого года выручка колхоза от продажи леса (а это побочная статья доходов) заметно превзошла финансовую отдачу от выращивания льна, «Пожарский» лишился права на областную субсидию. Чтобы купить семена и горючее, придется изыскивать собственные средства, но минимум 200 гектаров льна этой весной колхоз обязательно посадит.

- Я хоть прежде и не работал в хозяйстве, но с его проблемами знаком не понаслышке, - говорит Юрий Николаевич. - Сам всю жизнь в Пожаре прожил, мой отец тут много лет был заместителем руководителя хозяйства, так что знал, на что иду. Люди доверили мне колхоз в непростой ситуации, и я это доверие постараюсь оправдать. Льнозавод обязательно продолжит свою работу, в перспективе будем думать о его модернизации. Возможности для этого есть, как и спрос на нашу продукцию: январскую зарплату платили уже как раз за счет выручки за льноволокно. Почвы у нас как раз подходящие для возделывания этой культуры, в планах - повышение урожайности. Для этого необходимы севооборот и возделывание новых полей, но, думаю, тоже справимся.

Поделился с нами своим видением ситуации и глава Борисовского поселения Виталий Сойма.

- Мы не близкие друзья с Юрием Лукьяновым, но, конечно же, я его хорошо знаю: тут вообще все на виду. Но приоритетным является вопрос не личных отношений, а пользы для всего поселения. Поэтому планы по развитию хозяйства, конечно же, поддерживаю. Уверен, что такого же мнения придерживается и большинство наших жителей.

Р. S. Когда материал готовился, стало известно, что работники льнозавода официально стали членами колхоза, также получил единогласное одобрение и перспективный план развития хозяйства.

Командировка по письму Бабаевский район Пожара

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: