Зачем благополучные девочки начали копировать преступниц?

statics/images/arcticles/052024/15052024x01d9f4b1.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/052024/15052024x00c34a9d.jpg
Столичный режиссер искал в колонии для несовершеннолетних нарушительниц не повод к осмыслению их судеб, а скандальные факты.
statics/images/arcticles/052024/15052024x80c55749.jpg
Благополучные школьницы сыграли преступниц.

Спектакль «Замарашка» (16+), в котором сыграли обычные вологодские школьники, разделил публику на два лагеря. Одни зрители стоя аплодировали юным актрисам, сыгравшим преступниц в женской колонии, а другие - задумались, не рано ли школьницы взялись за взрослую тему. 

Золушка и замарашка

В основу постановки «Замарашка» легла одноименная пьеса польского писателя и драматурга Януша Гловацкого, изданная в 1979 году. Ее действие происходит в женской колонии для несовершеннолетних, куда прибыл молодой и амбициозный столичный режиссер. Он делает вид, что снимает самодеятельный спектакль «Золушка», который в это время готовят осужденные. Ну а на самом деле гость задумал шокирующий фильм об исковерканных судьбах самих девочек.

Режиссер требует у собеседниц грязных историй, но на это идут не все. Одна из героинь - Замарашка-Золушка, попавшая за решетку за кражу маминых туфель-шпилек и избиение отчима, упорно отказывается обнажить душу перед заезжей звездой. Гость злится, фильм срывается, слава ускользает. И тогда девочку начинают травить - и сокамерницы, и сотрудники колонии. Финал этой истории трагичный. Впрочем, оптимисты могут верить, что девочку еще спасут врачи и «на воле» ее жизнь наладится.

Комментарий

Ольга Смирнова, 
уполномоченный по правам ребенка 
в Вологодской области:

- Вспомните картину Ролана Быкова «Чучело» о шестикласснице, которую травили всем классом лишь за то, что она была не похожа на остальных. Тогда, в 1983 году, фильм вызвал в обществе фурор: одни кричали, что честь советских детей опозорена, другие хвалили режиссера за правду жизни. А три года спустя фильм получил Государственную премию СССР. Такие же противоречивые отзывы собрал и недавний нашумевший сериал «Слово пацана».

Спектакль вологодской «Чайки» содержит возрастные ограничения 16+. А значит, для старшеклассников он «безопасен». Если взрослые против подобных тем, то и детей своих на постановку не поведут, и играть им на сцене не позволят. А если считают возможным, то есть повод вместе порассуждать на тему добра и зла, преступления и наказания. С моей точки зрения, важно, чтобы спектакль не героизировал преступность, не демонстрировал жестокость и насилие как способ решения проблем.

Вадим Мекк, 
психолог (Череповец):

- Преступницы за решеткой - тема явно нестандартная для театра молодого актера, но лично я в ней ничего страшного не вижу. В нашей жизни, увы, есть темные стороны, однако не надо стыдливо закрывать на них глаза. Достоевский в своих произведениях тоже показывал неприглядные явления, за которые обществу было неудобно, но это не помешало писателю получить признание во всем мире.

Психику юных актеров такая пьеса явно не надломит, как и юных зрителей, - эта ситуация не реальная, а игровая. А вот обратить внимание на какие-то вещи и задуматься спектакль точно заставит. Когда я сотрудничал с известным благотворительным фондом, в нашей практике был подобный проект: подростков-нарушителей, попавших в поле зрения полиции, мы водили в следственный изолятор. Хулиганистым ребятишкам хотелось показать, какая жизнь их ждет, если они не возьмутся за ум. И многие взялись - настолько их шокировало увиденное.

Премьера спектакля, который силами старшей группы Театра молодого актера вологодской Школы-студии драматического искусства «Чайка» поставила заслуженная артистка России Наталья Воробьева, состоялась в Вологде 20 марта. А уже 26-го постановка получила Гран-при XI Международного конкурса-фестиваля театрального искусства «Браво, театр!» в Санкт-Петербурге. Помимо этого, спектакль был удостоен специальных дипломов за «Лучший актерский состав» и «Лучшее музыкальное оформление», а юных актрис Марию Черемушкину, Наталию Янковскую и Софию Комину отметили за «Лучшее исполнение роли».

В мае спектакль прошел для вологодской публики при полном аншлаге - зрителям, которым не хватило мест, выносили приставные стулья. В зале вновь звучали крики «Браво», но ликование разделяли не все.

Мнения разделились

- Театр я покинула с чувством недоумения, - делится зрительница Александра. - Я так и не поняла главный посыл спектакля, да и сама его тема меня покоробила. Когда на сцену вышли по существу еще дети, все выглядело как-то натянуто и даже абсурдно - тюремные «ужимки и прыжки» домашним девочкам явно не идут.

- Я шла на спектакль вдохновиться детьми, и частично мне это удалось. Было видно, что девочкам нравится играть, а педагог с ними серьезно поработал, - говорит другая зрительница Оксана. - Все смотрелось гармонично, если бы не уголовная тема. От нее я сразу почувствовала неловкость, затем тревогу, брезгливость и полную безысходность - зло опять победило добро. Из зала я выскочила с одним желанием - принять душ. По-моему, детям такое не надо ни играть, ни смотреть. 

- На душе, конечно, тяжело: за решеткой - девочки-подростки. Отсюда и мораль - детьми надо заниматься, как следует их воспитывать. Вот эти девочки молодцы - они при деле, играют в театре. Спектакль нам с дочкой очень понравился, - делится впечатлениями пенсионерка Нина Константиновна.

- Я не в первый раз смотрю эту постановку - у меня здесь играет дочка. И каждый раз радуюсь, что она не такая, как ее героиня. Считаю, что наши девочки готовы к таким ролям. Здесь они играют агрессоров, а дома они совсем другие: добрые, хорошие, - говорит вологжанка Мария. - Все идет из семьи, а этот спектакль заставляет задуматься, как родителям не упустить своих детей.

- Меня «пробила» эта постановка. Она поднимает серьезные проблемы: как благополучная часть общества довела девочек до такой ситуации, а сейчас их в упор не замечает?! Рождается ли человек преступником или становится и что толкает его на криминал: пьянство родителей, безразличие окружающих взрослых? Исправит ли девочек тюрьма, сотрудникам которой нет никакого дела до их чувств, переживаний, отношений? - размышляет Сергей.

«Надеюсь, не пригодится»

Сами актеры в один голос признаются: вжиться в роли было сложно, но безумно интересно. Для этого девочки даже познакомились с воспитанниками социально-реабилитационного центра: пообщались, понаблюдали за сверстниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, попытались скопировать их жесты, поведение.

Для Наталии Янковской самым трудным стало преодолеть себя, стать на сцене другим человеком - жестоким, озлобленным, грубым, ненавидеть всех и вся, быть готовой в любой момент защищаться физически и морально.

- Надеюсь, новые навыки в жизни мне не пригодятся, - говорит она.

Исполнительница главной роли Екатерина Ускова говорит:

- Мне кажется, эта роль меня отчасти изменила: я стала сильнее, научилась лучше чувствовать людей, а внутри появился какой-то стержень. Думаю, это хороший опыт для поступающих в театральные вузы - а у нас в этом году туда собираются четверо.

- Нам, сытым, обутым и одетым домашним девочкам, было нелегко сыграть преступниц, - делится еще одна воспитанница «Чайки» Мария Черемушкина. - Но эту тему обязательно нужно было затронуть: зло в жизни было, есть и будет, так зачем же его игнорировать?! Но в нашем спектакле зло отнюдь не побеждает. Смерть Замарашки не напрасна: своим поступком она освобождает душу и приносит себя в жертву, чтобы другие задумались - а так ли мы живем?!

Но насколько актуальна тема колонии для несовершеннолетних преступниц сейчас в принципе? 

С советских времен законодательство в отношении юных преступников значительно гуманизировалось. Их зачастую отправляют не в колонию, а под надзор родителей и ПДН, помещают в закрытую спецшколу или училище. И это срабатывает: на повторный криминал идет лишь каждый четвертый малолетний нарушитель.

Исполнитель роли режиссера Арсений Рогатенко, преподаватель одного из колледжей Вологды, считает, что пьеса, написанная 40 лет назад, злободневна и сейчас.

- В нынешних учебных заведениях те же проблемы: школьники и студенты тоже могут задирать сверстников - унижать, гнобить, троллить, издеваться над ними. Таких агрессоров можно долго наставлять на путь истинный, а можно привести на этот спектакль - пусть посмотрят на себя со стороны и задумаются, - убежден артист.

С ним согласна и режиссер-постановщик спектакля Наталья Воробьева. Она говорит: в репертуаре «Чайки» есть немало веселых постановок, а к столь серьезной и глубокой пьесе молодые актеры обратились впервые и намеренно. Давно уже хотелось рассказать о подростках, попавших в беду, их непростых судьбах, которыми рулят состоявшиеся люди, готовые ради власти и славы подчинить этих девочек, сделать пешками в своей игре.

- Эта тема больная, говорить о ней неприятно, но прятать голову в песок - тоже не выход. Удовольствия и радости - это хорошо, но мне кажется, наша задача - растить вдумчивых зрителей, - уверена режиссер. - И они, и наши юные актеры должны знать: в жизни может быть всякое - и хорошее, и плохое, поэтому надо уметь отличать одно от другого и сделать правильный выбор. Ведь, как говорил отец Людмилы Марковны Гурченко, «хорошего человека жизнь пожмет-пожмет и отпустит».


В тему

Проблемы детской преступности в обществе по-прежнему актуальны. Даже если они постепенно идут на спад, как это происходит на Вологодчине: в 2019 году на счету несовершеннолетних было свыше 560 выявленных преступлений, в 2023-м - чуть более 300. Как показывает практика, на убийства, изнасилования и другие тяжкие преступления подростки идут крайне редко (в прошлом году - 12 фактов). Чаще всего на их совести кражи и мошенничества - 80% в общей статистике, рассказала «КС» Елена Макаренко, начальник подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Вологодской области.

- Порой подростки преступают закон, даже не осознавая это, к примеру, могут потратить деньги с найденной на улице чужой банковской карты. Ну а кого-то используют втемную взрослые, скажем отправляя в качестве курьера за деньгами к пенсионерке, родные которой якобы попали в беду, - делится Елена Васильевна. - Увы, есть и такие ребята, кто сознательно промышляет мошенничеством: могут выставить в соцсетях на продажу несуществующие ролики или спортивный шлем. Еще вариант - подрядиться закладчиком наркотических средств - авось не поймают. А цель, как правило, одна - заработать на свои «хотелки».

На учете в полиции состоят порядка 1 700 юных жителей региона, из них примерно четверть - это девочки. При этом самым маленьким подучетникам - 9-10 лет, такие чаще всего попадаются на драках и кражах.

- Наша главная цель - понять, почему ребенок ступил на кривую дорожку, и устранить причину, толкнувшую его на этот шаг, - рассказывает Елена Макаренко. - Триггером чаще всего выступают проблемы в школе или семье. Это могут быть родители, к примеру пьющие, вечно занятые работой либо вступившие в новый брак. А могут быть и особые обстоятельства. Реальный пример - девочка, которую растил отец-южанин (ее мама умерла), несколько раз уходила из дома. Как позднее выяснилось, она боялась, что папа увезет ее на свою родину и насильно выдаст замуж.

Елена Васильевна глубоко убеждена, что каждый подросток стал нарушителем или жертвой потому, что рядом с ним не оказалось «нужного» взрослого, который в трудную минуту выслушал бы, понял, объяснил. Кстати сказать, преступлений в отношении детей совершается гораздо больше, чем ими самими: 931 в 2023 году, причем 76 криминальных инцидентов произошло в семье.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: