«Закопаться» под землю бывает даже полезно

statics/images/arcticles/012025/15012025xde656d82.jpg
Супруги говорят, что за 43 года семейной жизни даже не ссорились - некогда было.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/012025/15012025x43abefeb.jpg
Дом и все другие постройки на участке Берсеневы возвели собственными руками.
Фото из семейного архива
statics/images/arcticles/012025/15012025xea8acbae1.jpg
Территория подворья разбита на тематические зоны, органично дополняющие друг друга.

Продуманную до мелочей планировку участка, декорированные природным камнем садовые дорожки, дом со входом в подвал на уровне пола и массу других интересных решений увидели мы на подворье семьи Берсеневых, что живут в деревне Родюкино Никольского округа.

В два яруса

И Антонина Ивановна, и Александр Андреевич - из деревенских семей, к труду на земле приучены с детства. Правда, во взрослой жизни трудились не в колхозе: она была бухгалтером в СМУ, он - водителем в местной «Сельхозхимии» и в «Вологодавтодоре». Но в полученной от работы благоустроенной квартире в центре Никольска надолго не задержались, обоих тянуло к деревенскому укладу.  

Так что, когда сыновья немного подросли, решили строить собственный дом в деревне недалеко от города. Проект здания разрабатывали сами, строились тоже сами, взяв в помощники сыновей. Благо, что отец у Александра Андреевича был профессиональным строителем, поэтому навыки имелись. В общем, все от фундамента до крыши и от канализации до водопровода сделали своими руками. Единственное исключение - русская печь в кухне. Наверное, тоже бы сами сделали, да решили подстраховаться, мастера пригласили. 

Кстати, окна в кухне у Берсеневых почти на уровне земли, что стало следствием конструктивных особенностей дома. Еще на этапе строительства, когда закладывали фундамент, пришла идея сделать здание в двухъярусном исполнении. В итоге «зарылись» в землю почти на полтора метра, и теперь, чтобы попасть из кухни в обустроенный подвал, достаточно выйти в коридор и переступить порог - очень удобно получилось. 

Нахождение в «полуподземном царстве» визуально никак не ощущается: в той же кухне светло и уютно, нет даже намека на затхлость и сырость. Не последнюю роль в этом играет внутренняя отделка. Стены на кухне и в коридоре, не говоря уже про комнаты второго яруса, облицованы тщательно подогнанной по размеру и цвету вагонкой.

В идеальном порядке содержатся и другие постройки - гостевой домик (а у Берсеневых много друзей и родни), гараж, мастерская и баня, которая по никольским традициям имеет общую крышу с жилым зданием.

Очень ухоженными, и это заметно даже зимой, выглядят и садовые дорожки. Они не только забетонированы, но и имеют каменную окантовку: булыжники нужных размеров хозяева собирали в поле и близлежащем карьере, а потом тщательно сор­тировали. 

Нестабильный юг

В начале «нулевых», переехав в свой дом, семья сразу же обзавелась живностью. В разные годы держали быков, гусей, овец, поросят и до сотни кроликов. Ныне сил на такую прожорливую ораву уже не хватает, так что из всех животных остались кошка Масяня да собака Граф. И то ли аура в доме такая, то ли еще что, но извечные враги здесь не только крепко дружат, но и живут душа в душу.

- Вместе играют, вместе едят и зимой в дом почти не заходят, все в гараже пропадают. Там же и спят друг на друге. Собака ложится, а кошка на нее сверху. И обе такие довольные, - улыбается Антонина Ивановна.

Рецепт от Антонины Берсеневой

Пирог с солеными груздями 

300 граммов белых груздей промыть проточной водой и мелко порезать. Пережарить на сковороде с растительным маслом с двумя измельченными луковицами и сырым яйцом. Тесто подойдет любое несладкое, главное - потоньше. Расстелить тесто по дну круглой выпечной формы тонким слоем, густо разложить сверху смесь из груздей и лука, добавить соль, перец и другие специи по вкусу. Выпекать в русской печи или в духовке 40 - 45 минут. 

Так же душа в душу живут и сами супруги. Говорят, что за 43 года семейного союза ни одной серьезной размолвки у них не случилось. Мол, повода никто не давал, да и некогда: весной и летом огородных забот хватает, а осенью начинается закаточная страда. Вот и сейчас больше ста банок поставили в подвальные закрома - соленья, варенья, компоты и фирменные помидоры в собственном соку. Благо, есть из чего запасы делать.

Еще когда живность держали, сажали много картошки. Традиция сохранилась. Только теперь излишки раздают друзьям да родственникам. Но и кроме корнеплодов тут много другого садово-огородного: помидоры, огурцы, кабачки, морковь, смородина, крыжовник, малина. А еще 11 яблонь, груши, сливы, алыча, декоративные туи и клены. Да и цветов до осени изобилие. Участок большой, места всему хватает.

Главная проблема - нестабильный климат. Никольский округ хоть и считается вологодским югом, но поздневесенние и раннеосенние заморозки здесь привычное дело. Вот и на участке Берсеневых в прошлом году несколько плодовых деревьев погибло.

Бороться с этой напастью приходится за счет регулярных подсадок новых саженцев и улучшения плодородия. Каждый год завозят на огород торф, машину мелкого чистого песка да машину коровьего навоза. Из-за органики в рост активно идут сорняки, но их оперативно уничтожают.

- Сорняки мою Тоню боятся, да и вообще, порой впечатление складывается, что она на огороде проводит все 24 часа в сутки, - говорит хозяин дома.

Но он, конечно же, преувеличивает. Огород-огородом, но находится время и на отдых, и на увлечения. Оба супруга - заядлые грибники и ягодники. Антонина в свободное время шьет красивые коврики, теперь их в доме целая коллекция, ну а Александр - рыбак и охотник, а еще «вечный строитель». Помимо собственного, построил еще три дома для родственников. Последний - для младшего сына, что повзрослев, подался в Вологду. Но и он, как и когда-то его отец, тоже потом решил перебраться в деревню, в собственный дом. Генная память - она такая.

Максим ВОЛОДИН
 

Идем в гости

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: