Электронный регион: вызовы и перспективы

statics/images/arcticles/122020/28122020xebf6fbfc.jpg
Жанна Пшеннова, директор БУ ВО «Электронный регион».

Сегодня для жителей нашей области компьютер и использование современных цифровых технологий в повседневной жизни стали привычным явлением.  О том, какие новые возможности открылись для них в этой сфере в нынешнем году, рассказывает директор Бюджетного учреждения Вологодской области «Электронный регион» Жанна Пшеннова.

Новые возможности

- Жанна Владимировна, можно ли сказать, что 2020 год стал для «Электронного региона» прорывным, несмотря на пандемию и всеобщую самоизоляцию?

Зачем нам нужна ГИС?

Главная цель геоинформационной системы Вологодской области - повысить качество принимаемых управленческих решений за счет визуализации и пространственного анализа данных. За прошедшие годы в рамках региональной развития ГИС внедрено в эксплуатацию 15 автоматизированных систем интерактивной картографической информации. В уходящем же году самыми значимыми стали пять инновационных проектов по развитию региональной ГИС ВО:

• Управление лесными участками (ГИС «Умный лес») - единая система пространственного управления сетью лесных участков (кварталов и выделов) и прав на их использование, позволяет повысить скорость решения задач, связанных с образованием и уточнением границ земельных участков лесного фонда, ускорить процесс предоставления участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, оперативность формирования выписок из государственного лесного реестра. Основной плюс системы в том, что она позволила объединить данные, хранившиеся в различных форматах и обрабатывавшиеся с помощью разных программных комплексов, в единое масштабируемое решение;

• Пожары и источники противопожарного водоснабжения (ГИС «Антипожар») - обеспечивает оперативный анализ пожарной обстановки на территории области, определение проблемных территорий для активизации профилактических мероприятий, снижает время на поиск источников противопожарного водоснабжения. Система развивается с 2017 года, ее внедрение позволило снизить расходы областного бюджета на тушение пожаров, а также сократить количество погибших и пострадавших;

• Управление охотничьими угодьями - позволяет увеличить долю закрепленных охотничьих угодий, а также ускорить процесс формирования новых угодий. Система развивается с 2017 года, карта охотничьих угодий доступна всем желающим на сайте департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира области;

• Территориальное планирование - система служит для усовершенствования процесса подготовки градостроительной документации в том числе автоматизированного 
формирования зон ограничений, нанесения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, земельных участков и функциональных зон;

• Управление информационной инфраструктурой области позволяет объединить информацию об объектах инфраструктуры из различных источников, а также обеспечивает возможность визуального представления и пространственной обработки при проведении учета и контроля за состоянием объектов.

 

- Пандемия, а также сопутствующие ей факторы, показали людям, которые до сих пор этого не осознавали, важность сети Интернет, прежде всего, в повседневной жизни: даже самые стойкие скептики оценили возможность опосредованного бесконтактного доступа к информации, государственным и коммерческим услугам, средствам коммуникации. 

Пандемия и введение режима самоизоляции привели к ускорению темпов цифровизации общества. Государству пришлось быстро реагировать на запросы граждан, а нам, в свою очередь, внедрять и развивать новые цифровые сервисы, чтобы вологжане могли соблюдать ограничения, а также получать различные меры соцподдержки.
Так, в этом году в рамках указа Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с 20-го мая жители области могли в электронном виде подать заявления на выплату пособия на детей от трех до семи лет. И вологжане активно использовали эту возможность, направив около 40 тысяч заявлений на пособие на Едином портале госуслуг - без личного посещения органов соцзащиты.

Пандемия ограничила наши возможности посещения «присутственных мест». Это активизировало работу «Электронного Региона» по созданию новых сервисов. В этом году на Региональном портале госуслуг были разработаны и введены в эксплуатацию следующие сервисы:

- «Получение результата сдачи анализа на Covid19». Он был запущен в ноябре, и на сегодня жители области воспользовались им уже более 20 тысяч раз;

- «Оформление цифрового пропуска на въезд в Вологодскую область». Во время действия цифровых пропусков - с 28 апреля по 13 июля -  в электронном виде было подано 26 748 заявлений, выдано 18 655 пропусков.

- «Формирование электронной очереди жителей области, желающих пройти вакцинацию в целях профилактики инфекции, вызванной коронавирусом». Эта услуга стала доступной для граждан 18 декабря. Вологжане воспользовались ею уже более 500 раз.

Справок стало меньше

Одной из важнейших задач этого года стала реализация соглашения между правительством Вологодской области и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета на развитие в регионах системы межведомственного электронного взаимодействия. Благодаря этому проекту для органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления существенно расширился перечень сведений для электронного взаимодействия. Как следствие, необходимость сбора справок и других документов у жителей области стала еще меньше.

Госуслуги  на дом

- Несмотря на эти важные задачи, мы, конечно же, не забыли про нашу основную деятельность - перевод услуг в электронный вид, - подчеркивает Жанна Пшеннова. 

В 2020 году на Региональный портал переведены одна государственная и две типовых муниципальных услуги, на Единый портал госуслуг - девять региональных услуг. 

В итоге сейчас вологжанам доступны в электронном виде 254 региональных и муниципальных услуги.

- Стала ли пандемия барьером для развития инновационных проектов учреждения?

- Конечно, нет. Текущая ситуация только ускорила запуск инновационных решений и проектов. Например, в этом году нами был успешно реализован проект по обеспечению проактивного характера оказания государственной услуги Управления Гостехнадзора области по проведению технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним.

Проактивность. Что это?

Одним из законодательно закрепленных принципов оказания госуслуг является их проактивность, то есть возможность их получения до фактического обращения гражданина по этому поводу в соответствующее ведомство.  

Теперь граждане, обратившиеся за данной услугой на «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области» (РПГУ), получат в личном кабинете пользователя данного портала сообщение о том, когда у них наступит срок очередного прохождения технического осмотра.

- С реализацией данного проекта мы связываем повышение уровня безопасности дорожного движения благодаря тому, что техосмотр транспортных средств будет проводиться своевременно. Мы также рассчитываем, что это повысит спрос на другие сервисы РПГУ (gosuslugi35.ru), которые также могут оказаться полезными для граждан, - комментирует руководитель «Электронного региона».

- Что бы Вы пожелали нашим читателям на пороге 2021 года?

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что этот год был невероятно сложным, но вместе с тем и, безусловно, во многих смыслах удивительным: многие пересмотрели свои взгляды на жизнь, научились радоваться мелочам и ценить то, что у них есть. 
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина назвал словами 2020 года «самоизоляцию» и «обнуление». Я бы добавила в этот ряд слово «цифровизация», ведь именно в этом году многие в полной мере ощутили, что значит «встать на цифровые рельсы».
Желаю, чтобы в новом году вы смогли достичь высоких результатов, претворить в жизнь новые проекты и творческие идеи. Пусть в вашей жизни будет процветание, любовь и счастье, а в работе - креатив, удача и успех!

Ирина АЛТАЕВА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: