Как жила Вологда прифронтовая и железнодорожная

statics/images/arcticles/052019/15052019x940c8a51.jpg
Немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88», сбитый под Кадуем. В овале - летчик Алексей Годовиков.
Фото из соцсетей
statics/images/arcticles/052019/15052019x91be5fff.jpg
Юная студентка-медик Юля Бирюкова. На фото 1941 года она первокурсница фельдшерско-акушерской школы в Вологде.
Уходят в далекое прошлое события Великой Отечественной. И иногда с фотографической точностью вспоминаются отдельные эпизоды того времени. Тема войны, конечно, неисчерпаема, но о подвиге народа в ней надо вспоминать чаще. Тем более - к Дню Победы!

Внимание! Воздушная тревога!

В один из последних дней марта 1942 года во время занятий в Речном ремесленном училище № 3 на улице Разина Вологды послышалось заунывное разноголосье гудков заводов и объявление по радио об очередной воздушной тревоге. В таких случаях необходимо как минимум рассредоточиться либо уйти в укрытие - бомбоубежища или траншеи, в изобилии вырытые по всему городу. Прекратив занятия, мы выскочили на улицу и увидели в безоблачном солнечном небе высоко и медленно плывущий немецкий самолет в густом окружении облачков от взрывов зенитных снарядов.
В приглушенном гуле работавшей артиллерии более четко прослушивалась захлебывавшаяся частота выстрелов ближайшей зенитной батареи, расположенной невдалеке на территории судоремонтного завода. Самолет-разведчик прошел в сторону льнокомбината и скрылся в восточном направлении.
Лишь недавно через вездесущий Интернет я ознакомился с немецкой аэрофотосъемкой Вологды, явно относящейся к указанному случаю. На ней с немецкой аккуратностью выделены, очерчены и названы 27 целей для бомбардировки. 
Немецкая аэрофотосъемка целей бомбардировки города Вологды от 30 марта 1942 года.
В переводе на русский это казармы, железнодорожный вокзал и депо, мосты, топливные, вещевые и продовольственные склады, новая и старая электростанции, завод сельхозмашин «Красный пахарь», верфь (судоремонтный завод). Отмечены высота полета - 7 300 метров - и время съемки: 11 часов 30.03.42 года. Несмотря на указание Гитлера о захвате Вологды не позднее мая 42-го, вермахту не суждено было поразить эти цели.
Напомню, что Вологда к осени 1941 года стала прифронтовым городом с присущими этому атрибутами: гражданскими отрядами самообороны, светомаскировкой и комендантским часом, бомбоубежищами и воздушными тревогами. Охраняли воздушное пространство железнодорожных магистралей по периметру станций Кадуй - Лежа - Няндома - Грязовец, город Вологду, гидросооружения Мариинской и Северо-Двинской водных систем специальный дивизионный район ПВО - 148-я истребительная дивизия, пять отдельных зенитных дивизионов и два зенитных бронепоезда.
Всего с 25 ноября 1941 года по день расформирования ПВО 1 июля 1944 года было зафиксировано 800 полетов вражеских самолетов, из них 646 - с разведывательными целями. В воздушных боях было сбито 15 (при наших потерях - четыре) самолета. Зенитчиками обстреляно 310 самолетов, сбито - пять. На все это потрачено 30 тысяч артиллерийских выстрелов и 27 тысяч пулеметных патронов. 
Первый вражеский «Юнкерс-88» был сбит под Кадуем 29 декабря 1941 года летчиком А. Н. Годовиковым. В январе 42-го этот самолет был выставлен на обозрение на площади Революции в Вологде. 7 февраля 1942 года Годовиков на МИГе-3 перехватил «Юнкерс» в районе Бабаева, израсходовав боезапас, сбил его тараном, но и сам погиб. Герой Советского Союза Алексей Годовиков навечно упокоен в Череповце.
Подвиг вологодских зенитчиков, вернее, зенитчиц, увековечен стоящей на пьедестале зенитной пушкой на Копанке близ железнодорожного вокзала в Вологде.

Катастрофически не хватало медперсонала

Еще один запомнившийся эпизод, подтолкнувший к этим воспоминаниям. В январе 1942 года я с острым полиомиелитом оказался в больнице водников. Тогда она размещалась на Советском проспекте в двухэтажном особнячке напротив Дома пионеров. Вскоре с эвакопоездов в больницу поступили восемь мальчишек-ремесленников из блокадного Ленинграда. На них страшно было смотреть: кожа и кости, отсутствующий взгляд, некоторые с гангреной ног. У них была непреодолимая тяга к еде, которую с трудом сдерживали специальным рационом. Преодолев тяготы ленинградской блокады и переезд до Вологды, попав в заботливые руки наших медиков, часть из них все же не выжила.
Кстати, только за три первые месяца 1942 года через эвакопункты нашего города проследовало свыше полумиллиона ленинградских блокадников. Ежедневно прибывало по 9 -10 санитарных поездов, с них было снято свыше четырех тысяч людей в критическом для жизни состоянии. Первый эшелон с ленинградцами прибыл в Вологду 26 января 42-го года. В течение трех суток для них было организовано пять дополнительных госпиталей. Для этого освобождались помещения школ, учреждений. Появились сложности с комплектованием имуществом, бельем. Банальные бинты были многоразовыми, их стирали. Катастрофически не хватало медперсонала, и к работе привлекли студентов медучилища (тогда фельдшерско-акушерской школы). 
С 42-го (с 1943-го в штате эвакогоспиталя № 1538) медсестрой работала студентка Юля Бирюкова, впоследствии ставшая моей женой. Юлия Александровна Конт, отличник здравоохранения, завершила свою трудовую деятельность заведующей здравпунктом Вологодского речного порта. О медиках военной поры мог бы состояться отдельный разговор. При огромной загрузке врачи эвакогоспиталей умудрялись еще вести научную работу по совершенствованию лечения и уходу за ранеными.
Александр КОНТ, Вологда
Как это было История

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: