Кто и зачем собирает о нас информацию в Интернете

statics/images/arcticles/032019/06032019xa3acf4b4.jpg
Даже сделав снимок на смартфон и загрузив фотографию в социальные сети, мы оставляем свой «цифровой след».
Фото с сайта blog.alexblock.ru
Только с начала этого года прогремело два крупных скандала с утечкой данных пользователей с различных сетевых ресурсов. От такого в нынешнюю цифровую эпоху не застрахован никто: информацию о нас в Интернете собирают онлайн-магазины, поисковики, социальные сети.

Встретимся в соцсетях

Все помнят популярный американский комедийный сериал «Друзья». А хотели бы узнать, на кого из героев вы больше всего похожи? А может, желаете пройти тест и выяснить, в какую страну мира вам лучше всего отправиться в отпуск, исходя из ваших любимых кинофильмов и книг? Подобными предложениями сейчас пестрят буквально все социальные сети и развлекательные порталы в Интернете. Между тем за то, чтобы узнать, что он вылитый Джо, а на отдых стоит поехать в Грецию или Италию, пользователь порой расплачивается «слитой» в Сеть информацией о себе.
- Чаще всего ресурс таким банальным образом собирает о вас необходимую ему информацию. Это и пользовательские данные, и история постов вашего браузера, и список друзей в социальных сетях. Сразу скажу: ничего криминального и опасного в этом нет, но после этого вы должны быть готовы, что при ваших заходах на те или иные ресурсы начнет всплывать, к примеру, определенная контекстная реклама, - поясняет специалист по цифровой безопасности, кандидат технических наук Дмитрий Елизаров.
По словам Дмитрия, рассчитывать на приватность в современном Интернете невозможно. Практически каждый ресурс собирает о пользователях ту или иную информацию. Чаще всего она прописана в пользовательском соглашении или в правилах конфиденциальности на сайте. Но большинство из нас, как показывает практика, до конца многостраничные соглашения не читают, хотя и следовало бы.
Возьмем социальные сети. В нашей стране до 80% жителей так или иначе пользуются услугами различных «ВКонтакте», «Одноклассников», «Инстаграм», «Твиттер» или Facebook. Понятно, что площадки хранят в том или ином виде все, что вы пишете у себя на странице - как текстовые, так и видео- или фотоданные, отмечают товары, события или новости, которые вы лайкаете или репостите, пользователей, с которыми вы чаще всего переписываетесь, вашу геолокацию.
С одной стороны, это нужно социальным сетям, чтобы обезопасить себя от нежелательного и противозаконного контента. Например, вы прослушиваете музыку или смотрите фильм, и Сеть автоматически определяет, имеете ли вы возможность исходя из своего местоположения прослушивать и просматривать данный контент, или это запрещено авторскими правами. 
- Самый простой пример - спортивные соревнования. Крупнейшие мировые социальные сети в последние несколько лет начали конкурировать с телевизионными каналами. Они приобретают права на показ баскетбольных, хоккейных или футбольных турниров, у которых очень большая аудитория. Но права распространяются на определенные страны. Поэтому на одной и той же площадке американец сможет смотреть в прямом эфире тот или иной матч, а для россиянина это видео будет заблокировано, или наоборот, - рассказывает IT-специалист Роман Кошелев. - Кроме того, зная ваши предпочтения, социальные сети могут предлагать вам тот или иной подходящий контент, рекламу и так далее.
Формально собранные сведения не являются персональными данными, поэтому не подпадают под закон об их защите. Это нормальная мировая практика, которой точно бояться не стоит. Между тем российское законодательство защищает наши персональные данные. Например, в КоАП были серьезно повышены штрафы за неправильную работу с персональными данными. Это касается всех владельцев сайтов - юридических и физических лиц. Если они собирают какие-то персональные данные не в соответствии с одноименным федеральным законом, Роскомнадзор может наказать нарушителей рублем.

Продать побольше 

Также информацию о нас активно собирают интернет-магазины. Делают они это для того, чтобы развивать свой бизнес, предлагая клиентам именно тот товар, который им нужен.
Как рассказал «Красному Северу» на условиях анонимности руководитель отдела маркетинга одной из российских торговых онлайн-площадок, в магазине за каждым клиентом закрепляется собственный идентификационный номер, который в свою очередь привязан к имени, электронной почте, куда приходят реклама и уведомления, и кредитной карте, с которой совершаются покупки. С помощью этого идентификатора соответствующие подразделения интернет-магазина получают и обрабатывают всю информацию о том, что клиент когда-либо приобрел. Изучая историю покупок, магазин может формировать для каждого постоянного клиента пул предложений, а также с помощью программных средств выводить вверх в поисковой ленте именно те группы товаров, бренды, ценовые предложения, которые точно будут встречены данным посетителем максимально лояльно. То есть заказав несколько раз детские вещи на ребенка от нуля до полутора лет, вы начнете получать рассылку с предложениями о персональных скидках на детское питание или игрушки для самых маленьких.
Как говорит статистика, распространение подобных систем позволило несколько лет назад поднять продажи в отдельных группах товаров в Сети в разы. Чем больше компании знают о своих клиентах, тем им легче вести бизнес, «подсаживая» потребителя на крючок и продавая ему все новые и новые товары.
Еще один немаловажный сборщик информации о нас - поисковые системы и интернет-браузеры. Google, Yahoo! и Yandex, как и другие основные поисковые системы, собирают всю информацию, касающуюся ваших поисковых запросов, геолокации, кликов по рекламе и интересов. Сбор направлен в первую очередь на улучшение качества поиска. 
- Зная, что вы чаще всего ищете, сервис выдает эти ресурсы на первой-второй странице при вашем новом обращении, - поясняет Роман Кошелев. - Если бы система так не работала, то долистать до интересных именно вам ресурсов могло бы быть проблематично. Ведь самый простой запрос «как приготовить омлет», к примеру, выдаст вам как минимум несколько тысяч ресурсов, где так или иначе идет речь о готовке, яйцах, кухне и тому подобных темах.
Кроме того, ведущие поисковики продают первые и последние места на странице в поисковой выдаче рекламодателям. Так что получая информацию о нас, интернет-гиганты еще и неплохо зарабатывают.

Не попасться в сети

В целом нет ничего страшного в том, что информация о нас так или иначе появляется в Интернете. Просто лучше не разбрасываться самыми ценными данными. Если с теми же электронными адресами или номерами телефона так не получится (практически любой ресурс для вашей авторизации на нем потребует эти сведения), то, например, не выкладывать личные фотографии, видеозаписи, данные о ваших политических и религиозных взглядах, здоровье вам вполне по силам.
- Подобная информация попадает к третьим лицам чаще всего не в результате взлома баз данных, а из открытых источников, - соглашается Дмитрий Елизаров. - Пользователь сам указывает все это в своих аккаунтах в социальных сетях, или с легкостью пишет в комментариях на многочисленных ресурсах. 

В тему

Чаще всего интернет-мошенники активизируются 
в канун праздников - Нового года, 23 февраля, 8 марта. Именно в это время большинство россиян ищут в Интернете подарки, пытаются найти скидки на интересующие их товары, да и просто имеют из-за выходных чуть больше времени на интернет-серфинг. Только в январские каникулы количество заблокированных сайтов, которые так или иначе использовали мошеннические схемы, выросло в два с половиной раза по сравнению с тем же периодом 2018 года. Эксперты полагают, что в 2019 году в нашей стране увеличится количество фишинговых сайтов. А основными техническими способами привлечения пользователей на такие страницы останутся перенаправление со взломанных сайтов 
и спам-рассылка.

Также эксперты советуют с умом подходить к поиску ресурсов, на которых вы что-либо покупаете. Вряд ли стоит оставлять свои данные на сайтах с сомнительной репутацией, откуда информация о вас вместе с данными кредитной карты может утечь в руки мошенников. 
- Именно поэтому стоит опасаться фишинговых сайтов, - говорит Дмитрий. - Эти площадки как раз и созданы для того, чтобы воровать наши с вами данные. Зачастую такой ресурс практически идентичен настоящему. Чаще всего подделывают сайты банков, популярных интернет-магазинов, госучреждений. Их адреса от официальных могут отличаться одной буквой или писаться через дефис там, где он по правилам языка не требуется. При попадании на поддельную страницу необходимо незамедлительно менять пароли, чтобы избежать несанкционированного доступа к личным данным. 
Так что если вы зашли на страницу с подозрительной навязчивой рекламой, которая требует подписаться на какие-то услуги или внести данные карточки и номер телефона, вероятность, что вас хотят обмануть мошенники, стремится к 100%.
Еще один совет касается установки различных приложений. Многие бесплатные приложения собирают о вас ту или иную информацию, а затем могут распространять ее за деньги всем заинтересованным сторонам. Порой бывает легче заплатить за легальное приложение для компьютера или смартфона, чем все время бояться, что данные о вас в лучшем случае попадут в руки компаний, которые завалят вас навязчивой рекламой, в худшей - к мошенникам всех мастей.
Технологии

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: