Спасенная «Вытегорская ладья» XVII века стала музейным экспонатом

statics/images/arcticles/062025/23062025x13227079.jpg
Фото вытегорской районной газеты «Красное знамя»

В Вытегре на территории музея «Подводная лодка Б-440» открылась экспозиция «Вытегорская ладья» (6+). Посетители смогут увидеть остов старинного судна, выброшенного на берег Онежского озера во время шторма в 2018 году, сообщает районная газета «Красное знамя».

Обломки ладьи XVII века обнаружил мастер-лодочник Валерий Пирогов. Фрагменты судна длиной 22 метра и шириной 6 метров были разбросаны на расстоянии трех километров.

Согласно выводам ученых, найденные фрагменты являются частью корпуса судна, построенного по древней русской технологии. Такие корпуса изготавливались из досок, вытесанных топором из распластанных бревен и сшитых еловыми корнями - «вицей». Подобные суда строились до реформ Петра I. Лабораторные исследования подтвердили, что древесина была заготовлена в 1632–1633 годах, а само судно построено до 1650 года. Оно относится к местному типу судов, предназначенных для плавания по Онежскому и Ладожскому озерам, а также Балтийскому морю.

Силами МЧС остатки подсушенного на берегу судна отбуксировали в Вытегру на один из причалов. Зимой 2018–2019 годов ладью хранили в деревянном коробе, а в июне 2019 года ее перенесли в специально построенный для консервации ангар.

Первоначальные работы по сохранению уникального артефакта провели реставраторы Вытегорского объединенного музея под руководством специалистов химико-технологической лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Позже к проекту подключились ведущие специалисты по сохранению археологических находок из музеев Вологодской области, Арктического музейно-выставочного центра, музея «Ледокол "Красин"», Эрмитажа, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева и других учреждений. На основе исследований состояния древесины была разработана методика консервации судна. Для предотвращения деформаций, расслоений и смещений отдельных частей использовались стягивающие ремни, эластичные бинты и грузы.

Благодаря принятым мерам разрушение ладьи удалось остановить. Сейчас днище судна находится в хорошем состоянии: устранены смещения досок в носовой части, закреплены отслоившиеся участки, уплотнены поверхностные слои древесины, а мелкие трещины постепенно затягиваются.

В России почти нет сохранившихся деревянных судов подобных размеров первой половины XVII века. Ближайший аналог - остатки судна в Соловецком морском музее, но их состояние значительно хуже.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: