ФАС определил «контрактные» проблемы

Очередное заседание общественно-консультативного совета УФАС по Вологодской области было посвящено трудностям применения заработавшего с этого года закона «О контрактной системе».

Очередное заседание общественно-консультативного совета  УФАС по Вологодской области было посвящено трудностям применения заработавшего с этого года закона «О контрактной системе». 
Одной из проблем, которые выявились в первые месяцы действия закона, стало неумение государственными и муниципальными заказчиками планировать свои закупки. Дело в том, что 44-ый ФЗ обязал заказчиков планировать свои закупки сразу на три года. Сделано это в помощь бизнесу. Предприятия, зная о том, какие товары и услуги потребуются заказчикам в перспективе, могут четче выстраивать свою производственно-хозяйственную деятельность. Вот только сами заказчики оказались не готовы заглядывать так далеко вперед.
- Остро стоит вопрос по обучению заказчиков, - признает начальник отдела контроля госзаказа УФАС по Вологодской области Сергей Осипов. - Теперь по закону заказчик должен участвовать в приемке работ. Но у наших заказчиков просто нет специалистов для проведения качественной экспертизы, приемки объекта. Этому тоже нужно обучать.
Члены совета высказали свое мнение о необходимости консолидации усилий общественных организаций, властных структур и контролирующих органов. Нужно четко понимать, какой процент контрактов уходит организациям из других регионов. Если многие торги выигрываются не представителями Вологодчины, то и средства за проведенные работы и предоставленные услуги оседают за пределами нашего региона. Пока таких данных нет ни у правительства области, ни у того же ФАС.
По мнению специалистов, одной из причин неудач вологодского бизнеса в борьбе на рынке госзакупок  является отсутствие у местных предприятий, особенно из районов Вологодчины, достаточных ресурсов для обеспечения заявки.
- У тех же москвичей или питерцев в компании работают три человека: директор, секретарь и юрист, но работа с конкурсной документацией поставлена так, что комар носа не подточит, - считает Сергей Осипов. - Большую роль играет и элементарная неграмотность предпринимателей, так как участие в торгах предполагает умение работать на электронной площадке, грамотно составить заявку. У нас с этим, к сожалению, очень серьезные проблемы. Здесь уже возникает проблема просвещения предпринимателей, решать которую придется в самое ближайшее время.
Еще одна проблема, которую необходимо решить, чтобы новый закон стал приносить пользу, - смена приоритетов заказчика. Сейчас муниципальные заказчики в основном ориентированы на экономию средств. Главное закупить товар и услуги подешевле, а о качестве того и другого можно не думать. Понятно, что в условиях экономических трудностей такой подход вынужден. Однако впадать в крайности все равно не стоит.
- В настоящее время на уровне государства проводится работа по переориентации целей в процессе контроля за соблюдением 44-ФЗ, в результате которой приоритетом должна стать реализация задач заказчика, а экономия и развитие конкуренции будут являться сопутствующими, - поясняет Сергей Осипов. - Это кардинальная смена ценностей в функционировании контрактной системы госзакупок нацелена в том числе и на решение сложнейшей проблемы с недобросовестными поставщиками, что в итоге и будет способствовать реальной экономии средств.
Также реальную экономию может дать и всесторонний общественный контроль за госзаказом. В планах вологодского бизнес-сообщества создание общественной организации, которая возьмет на себя основные контрольные функции.

ТОЛЬКО НА САЙТЕ.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: