Как белозеры «речному трудяге» трубу приделывали

statics/images/arcticles/062022/15062022xa14998d7.jpg
Отремонтированный белозерскими мастерами буксир «Кареджи» («Ижорец-8») стал частью музейной экспозиции.
statics/images/arcticles/062022/15062022x70f66c5d.jpg
А. И. Каликина, рулевая буксира «Ижорец-8».
Фото из архива Республики Карелия

Мы продолжаем рассказывать о том, как сложились судьбы героев красносеверских публикаций прошлых лет. И не всегда это были только люди. 

Сапоги как лучшая награда! 

В январе 1976 года в «КС» появилась небольшая заметка «Вторая жизнь «Кареджи». Речь в ней шла о ветеране речного флота - сошедшем со стапелей еще в довоенное время буксирном пароходе «Ижорец-8», которому белозерские умельцы тогда действительно подарили вторую молодость. Свое новое имя - «Кареджи» - буксир получил в конце 50-х по названию небольшого острова в Ладожском озере, где провел большинство навигаций. 

Газета сообщала: «Суда стареют, как и люди. Работяг-буксиров в капитальный ремонт обычно не направляют: за десятки лет они стареют и физически, и морально. Но для «Кареджи» белозерские речники сделали исключение, потому что в годы Великой Отечественной войны он перевозил боеприпасы, раненых, продовольствие, медикаменты. Маршрут через Ладогу проходил там, где зимой функционировала знаменитая Дорога жизни. С открытием навигации «Кареджи» будет отведен в Ладогу на вечную стоянку в тех местах, где когда-то совершал спасательные рейсы».

Уроженец Белозерского района Сергей Федоров в середине 70-х был еще подростком, но часто заходил в местные судовые мастерские, где трудился его отец, и хорошо помнит те события.

 

В конце июля 1976 года водными путями «Кареджи» доставили в окрестности станции Ладожское озеро, где он стал частью экспозиции техники под открытым небом музейного комплекса «Дорога жизни». В этом качестве буксир пребывает и поныне, превратившись не только в большой музейный экспонат, но и в объект для архивных исследований военных историков.

- Инициатива увековечить память «Кареджи» принадлежала Совету ветеранов-речников Ленинградской области, и в Белозерске ее, конечно же, поддержали, - рассказывает Сергей Николаевич. - После окончания очередной навигации на «Ижорце» исправили все повреждения на корпусе, покрасили борта и палубу. Самым трудным было вновь установить трубу, «потерянную» судном в начале 60-х, когда «Кареджи» из буксира модифицировали в теплоход. Но и с этой задачей белозерские умельцы справились.

Летом 1976-го отремонтированный «Кареджи» отправился в свой последний рейс вместе с буксирным теплоходом «Норильск». По воспоминаниям очевидцев, стоявшие на рейде суда провожали «речного трудягу» протяжными гудками, отдавая ему заслуженные почести.

Известно, что на первом этапе войны капитаном буксира был Николай Бабошин, а вот экипаж, как и на многих речных судах того времени, был преимущественно женским, точнее - девичьим. Большинству «матросов с косичками» было от 17 до 20 лет. Документы сохранили их имена и фамилии: вахтенные Зинаида Селезнева и Ираида Груздева, кочегары Анна Михайлова, Александра Степанова и Анастасия Федорова. Последняя, к слову, стала настоящей спасительницей буксира в самые тяжелые для ладожских речников осенние месяцы 1941 года. Во время одного из вражеских авианалетов «Ижорец» получил серьезные повреждения и стал тонуть. С риском для жизни Анастасия сумела заделать пробоины фуфайками и бушлатами и удержала буксир на плаву. 

Вместе с другими «речными трудягами» военного времени - «Ижорцем-7», «Ижорцем-5», а также канальными буксировщиками «Батурин», «Бузулук», «Сталинград» и другими - только в навигацию 1942 года будущий «Кареджи» провел в осажденный город баржи с полумиллионом тонн различных грузов. Экипаж буксира не раз поощрялся денежными премиями и ценными подарками. Девушек с «Ижорца-8» даже как-то премировали новыми сапогами. Не женскими сапожками, а именно армейскими сапогами - по тем временам одной из самых желанных наград для гражданского состава речфлота.

Комсомольский плотовод 

«Кареджи» - далеко не единственный буксир, упоминание о котором можно встретить в красносеверских подшивках прошлых лет. В октябре 1984 года одну из статей областная газета посвятила завершению работ на буксирном теплоходе «Комсомолец Вологды», построенном силами рабочих Вологодской ремонтно-эксплуатационной базы флота «под пристальным вниманием шефов - городской комсомолии» (именно так написано в газете. - Прим. ред.).

За без малого 40 прошедших лет плав­учий «Комсомолец» совершил массу полезных дел по транспортировке грузов по рекам нашей области, последовательно входя в состав Сухонского речного пароходства, Сухонской судоходной компании и Велико­устюгского порта. Несколько лет назад судно приобрела компания из соседней Архангельской области, передислоцировав буксир в Виноградовский район у поселка Березник. 

Мы связались с нынешним судовладельцем. Он сообщил, что «Комсомолец Вологды» находится в исправном состоянии и под прежним названием каждую весну выходит в навигацию, «работая плотоводом»: водит плоты из леса по Северной Двине. Больше половины буксирного экипажа - опытные речники, бывшие комсомольцы.

«Красный Север» 105 лет Юбилей О чем писал «Красный Север» Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: