Как наши земляки покорили оба полюса Земли

statics/images/arcticles/052021/26052021x17c29a10.jpg
Разгрузка техники с теплохода «Обь» у берегов Антарктиды в январе 1956 года.
statics/images/arcticles/052021/26052021x775974e2.jpg
Николай Коноплев после возвращения из Антарктики.

Поднятый со дна реки Юг старый корабельный якорь должен украсить этим летом памятник именитым землякам - уроженцам деревни Воронино Кичменгско-Городецкого района. Главным инициатором установки памятника стал активист районной ветеранской организации и председатель Клуба военных моряков 72-летний Петр Лукин. Он же подготовил для нашей газеты большой материал по землякам-первопроходцам, выдержки из которого мы сегодня и публикуем. 

Оказался незаменимым

В деревне Воронино бывшего Никольского уезда, как и во многих других кичменгско-городецких деревнях, жители в основном носили одну фамилию. Здесь таковыми стали Коноплевы, к которым постепенно добавились Шалегины и Квашнины. Неудивительно, что большинство наших моряков являются однофамильцами.

В их числе - и покоритель Арктики, участник полярной экспедиции 1912 - 1914 годов Платон Иванович Коноплев. Восстановить биографию этого человека помог еще один однофамилец - краевед из Вологды Андрей. Как стало известно из архивных документов, Платон Коноплев родился в 1879 году. После службы в армии вернулся в родную деревню унтер-офицером, получил паспорт и уехал работать в Архангельск. 

В 1912-м он включается в состав арктической экспедиции Георгия Седова для изучения Земли Франца-Иосифа и достижения Северного полюса. В записях участников арктического похода отмечено, что Платон Иванович оказался незаменим. Физически крепкий, наблюдательный, выносливый, он участвовал и в охоте, и в заготовке дров, при необходимости выполнял обязанности грузчика, ремонтировал обувь и одежду. 

Первую зимовку провели на островах в избушке норвежских промышленников. Потом добрались до Земли Франца-Иосифа, где пришлось провести еще одну зиму. 

И если первую зимовку перенесли относительно легко, то вторая привела к болезням многих членов экипажа. Слег и Платон Коноплев, сумевший окончательно встать на ноги только после возвращения в Архангельск. Но, возможно, тем самым провидение спасло его: Георгий Седов с двумя товарищами отправился к Северному полюсу, и в пути они погибли.
Впрочем, болезнь не прошла бесследно: в июне 1917 года вологжанин скончался в Архангельске. Как записано в метрической книге: «от воспаления мозговой оболочки», или по-современному - от менингита. 

От «Мирного» - к «Пионерской»

Среди вековых льдов и снегов, только уже не на северной, а на южной оконечности земли - в Антарктиде, - пришлось провести больше года и другому деревенскому однофамильцу - Николаю Коноплеву. Случилось это уже в советскую эпоху. 

В 1955 году Совет Министров СССР издал постановление об организации Комплексной Антарктической экспедиции с задачами создания главной базы на побережье континента и выборе мест для внутриматериковых научно-исследовательских станций. Этой же осенью дизель-электроход «Обь» с 425 участниками экспедиции на борту отправился из Калининграда в далекий путь. Оказался в этой компании и 20-летний Коля Коноплев.

В предвоенные годы крестьянскую семью Коноплевых, в которой было пятеро сыновей и дочь, раскулачили. Отца отправили по этапу в Мурманскую область, старшие братья разъехались. Николай же остался жить в Воронине с матерью, а тут война, голодное время. Призванный в армию отец погиб, и после нескольких школьных классов парнишка как сын фронтовика смог получить направление в фабрично-заводское училище. Он отучился на шофера и электрика, работал на лесозаготовках. Осенью 1955-го был призван в армию и в числе 15 других солдат-призывников различных специальностей был включен в состав Антарктической экспедиции. 

Был их отбор добровольным или добровольно-принудительным, история умалчивает. Но доподлинно известно, что 5 января 1956 года дизель-электроход подошел к берегу Антарктиды и начал разгрузку. Сначала на лед опустили тракторы с волокушами, спуская на них грузы лебедками. На глазах Николая вместе с трактором С-80 провалился под лед его сослуживец и ровесник Иван Хмара с Украины. Это была первая, но, к сожалению, не последняя жертва, уплаченная экспедицией за покорение шестого континента. 

Выгрузились, обустроились и приступили к исследованиям. Позднее подошли еще один дизель-электроход и судно-рефрижератор. 13 февраля 1956 года на созданной станции «Мирный» был поднят флаг СССР и состоялся митинг. Позднее через большой и опасный переход в 375 километров основали вторую станцию - «Пионерскую», а затем и третью - «Оазис». И на каждой из них есть частица труда Николая Коноплева, управлявшего всеми видами транспорта, находившимися тогда в распоряжении полярников: тракторами, бульдозерами, гусеничными транспортерами. И все это при сильном ветре и морозах, порой доходивших до минус 60 градусов. 

Встреча в Кейптауне

Однажды, работая в отдалении от станции, Николай вместе с трактором провалился в глубокую ледяную трещину. Залечивать травмы вологжанину пришлось на станции: возможности вывезти его в Союз тогда не было. Молодой организм быстро шел на поправку, но после выписки работать в прежнем качестве Николай уже не мог и был определен в киномеханики. 

Домой он возвращался на корабле. Проходили Южно-Африканскую Республику с коротким отдыхом в Кейптауне. 

И тут с вологжанином приключился интересный случай, о котором он позднее рассказал землякам. Несколько членов экспедиции отправились в город на экскурсию, во время которой Коноплев случайно откололся от группы и заблудился. Пытался спрашивать дорогу у темнокожих прохожих, но те лишь разводили руками: мол, не понимаем. 

Смотрит - по улице на машине едет белая европейская женщина. Долго не думая, выскакивает на дорогу и машет руками: остановись! Водитель резко тормозит и через приоткрытое окно кричит на чистом русском языке: «Ты что, очумел, задавила бы!» 

Николай подошел, объяснил ситуацию и попросил отвезти его в порт. Спросила: откуда родом? Узнав, что из Вологодской области, женщина просто просияла: «Так я ведь тоже вологодская! Мой папа - из Рослятина! Только он уехал из России после Гражданской войны». 

Вечерело, и женщина предложила съездить к ней домой в гости как земляку посмотреть, где и как она живет. Поехали. У нее была небольшая фабрика, а на верхнем этаже - жилье. Познакомила с семьей. Остался ночевать. Утром женщина повезла Николая в порт на судно, где уже бурлила тревога. Встречали вологжанина находившиеся на борту «товарищи в штатском» - долго расспрашивали, выясняли, не завербован ли иностранной разведкой. Даже съездили еще раз на фабрику - перепроверить. И лишь когда удостоверились, что вроде бы обошлось без шпионского следа, вернулись в порт. 

Мирная жизнь

Помимо фотографий, в память об Антарктиде остались у Николая документы, хранившиеся затем у сына, проживающего в Великом Устюге. Особый интерес представляет служебная характеристика, подписанная начальником экспедиции с датой и местом выдачи - «Антарктида, Мирный, 15 марта 1957 года». В ней отображен «добросовестный и ответственный труд» Коноплева, зарекомендовавшего себя «хорошим, способным и смелым водителем». На основе этой характеристики Министерство Морского флота СССР наградило нашего земляка знаком «Почетный полярник». 

Интересно, что в подшивке районной газеты, называвшейся ранее «Коллективист», в номере от 18 февраля 1956 года есть заметка «Радиограмма из Антарктики». В ней написано, что «… колхозница Анна Борисовна Коноплева из д. Воронино получила весточку от сына с борта дизель-электрохода «Обь». Сын сообщает, что жив и здоров и выполняет по-боевому задание Родины». 

Добавим, что после возвращения Николай пробыл дома недолго, уехав работать в один из лесопунктов Костромской области, женился. Через 18 лет вернулся вместе с супругой, трудился в колхозе «Дружба». Потом они уехали снова уже в Мурманскую область, где он отработал трактористом еще 20 лет. На пенсии переехал в великоустюгский поселок Новатор, где и провел свои последние годы. 

Но, возможно, еще живут на Вологодчине сослуживцы Николая Коноплева из числа 15 «антарктических призывников» или их дети и внуки. Будем признательны, если кто-то из них откликнется на эту публикацию.

Петр ЛУКИН, Кичменгско-Городецкий район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: