«Хотел поцеловать, а я ему и вдарила… Так все и началось»

statics/images/arcticles/052019/27052019xe1b1746d.jpg
Анна Храмцова живет в Юрьевце уже более полувека, и все преобразования в деревне происходили на ее глазах.
Фото Игоря Аксеновского
В Югском сельском поселении Череповецкого района 86-летнюю Анну Храмцову знают, наверное, все. Она не только один из старейших местных жителей, но и интересный рассказчик. Судьба этой женщины - готовый сценарий для настоящего мелодраматического сериала.

На работу «посватал» райком

- Я сама из Домозерова, большой деревни, что километрах в 20 от Череповца. Там и школу-восьмилетку заканчивала. А в девятый класс уже в город учиться ходила пешком, - начинает свой рассказ Анна Александровна. - Жили в интернате. Но времена еще голодные были, послевоенные. Так что с каждых выходных я из дома котомку картошки несла да бидончик молока. Поначалу со мной еще двое домозерских ребят ходили, но они только до первого снега продержались. А я и  зимой до города пешком шла. Пусть и маленькая была, но целеустремленная…
Впрочем, окончить череповецкую среднюю школу нашей героине все-таки не довелось. Для сельского магазина в Домозерове продавец потребовался. Обязательно грамотный, чтобы и товар считал, и ведомости разные заполнял.
Стали искать подходящую кандидатуру, тут-то и выяснилось, что на восемь окрестных деревень грамотеев почти не осталось. Многих мужиков война выбила, а женщины, что в колхозных полях трудиться привыкли, в торговлю шли неохотно. Тут-то и вспомнило местное начальство о девятикласснице Анне.
К отцу девочки, а он партийным был, представители райкома приехали. Мол, надо, чтобы твоя Анюта в магазин трудиться пошла, и это не просьба, а большевистский наказ. Не подчинишься - клади партбилет на стол. На семейном совете посовещались немного, да деваться некуда, надо выходить на работу. Но предварительно девушку в Вологду послали на учебу. А потом, когда уже обратно в район вернулась, направили не в магазин, а в столовую деревни Матурино. Там после войны крупный совхоз «Комсомолец» был, на всю округу гремевший. 
И колхозников надо было кормить не только сытно, но и вкусно.
Там, в Матурине, Анна Александровна и свою семейную половинку нашла в образе неказистого на первый взгляд Николая. Познакомились, как водится, в местном клубе.
- Он меня после танцев провожать пошел. Говорил что-то, с виду вроде скромный такой, сдержанный. А потом раз - и поцеловать меня решился. Тут я ему и вдарила. Крепко так вдарила, что он даже отбежал на несколько метров, - с улыбкой вспоминает Анна Храмцова. - Но тоже упрямый попался. Стал встречать - провожать, а однажды и говорит: если ты со мной не будешь, в лес уйду и что-нибудь с собой сделаю. Так в 1955-м и расписались.
Еще через год молодые в деревню Юрьевец перебрались. Много лет работали, дочь воспитывали. Глава семьи авторитетом у односельчан пользовался, старшим по деревне его выбрали, как бы сейчас сказали - старостой. И людское доверие он старался оправдывать, много полезного для Юрьевца сделал.
- Особой внешней красоты в Николае Васильевиче не было, но как человек он по-настоящему золотым оказался. Спокойный, ответственный, все умел, для людей старался, - говорит Анна Александровна. - Помню, потребовалось в деревне противопожарный пруд выкопать. Так он три дня подряд на механизированную станцию ходил, но все-таки добился, чтобы нам трактор с экскаваторным ковшом выделили. 
Самого Николая Храмцова, к сожалению, уже нет в живых. А вот пруд в деревне остался. Причем теперь это не просто пруд, а местная знаменитость. Зимой сами жители его чистят и в импровизированный каток превращают, а летом на зеленой лужайке у водоема сельские праздники проводят. Правда, в последний год всех желающих лужайка едва вместила.

Вместе с газом и пианино

Юрьевец теперь деревня большая и перспективная, население растет быстро. Тут и газ провели, и благоустройство сделали, и декоративных скульптур на улицах наставили. Есть теперь и две другие общественные площадки: одна - универсальная, спортивная, вторая - детская, с качелями и горками.
И к большинству этих позитивных преобразований внучатая племянница Анны Храмцовой руку приложила. Видимо, это у них в роду семейная черта такая - людям помогать. Сначала Николай Васильевич старшим по деревне был. Затем старостой, а теперь вот поселенческим депутатом внучку его брата выбрали - Любовь Кочину.
Видно, что Анна Александровна делами родственницы искренне гордится. Называет ее уважительно, по имени-отчеству. А еще очень радуется, когда к ней в деревню из Череповца собственная дочь и две внучки приезжают. Интересно, что все трое пошли по музыкальной части. Дочь в музыкальной гимназии преподавателем работает.
- У нас даже в сарае пианино стоит, - как нам показалось, не без гордости в голосе отметила Анна Храмцова. - А вообще мне в нашей деревне жить нравится. Воздух чистый, природа, люди замечательные. 
А еще очень радует, что молодые семьи к нам все чаще переселяться стали. Значит, будет тут кому и дальше жизнь налаживать…

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: