Ковали Победу сухонские капитаны

С начала Отечественной войны по Сухоне хлынул поток воинских грузов на Архангельск. Для нужд обороны Советского Заполярья с Волги шли подводные лодки в доках, сторожевики и морские охотники, торпедные катера, баржи с мазутом и оборудованием.

С начала Отечественной войны по Сухоне хлынул поток воинских грузов на Архангельск. Для нужд обороны Советского Заполярья с Волги шли подводные лодки в доках, сторожевики и морские охотники, торпедные катера, баржи с мазутом и оборудованием. 
Многие объекты по своим размерам с трудом вписывались в габариты судового хода, и их было сложно провести по тесным каналам и со­оружениям Северодвинской шлюзованной системы и, в особенности, по бурным стремнинам Нижней Сухоны. Диву даешься, в каких условиях порой приходилось работать речникам и прежде всего капитанам и лоцманам. Немало таких забот, к примеру, выпало на долю капитана парохода «Турксиб» Н. И. Коншина, обладавшего решительностью действий в сложных ситуациях. В 1944 году им была спущена целая флотилия военных кораблей - три подлодки (С-16, -17, -19), два сторожевика и несколько торпедных катеров. Возвращающиеся из Архангельска в том году баржи, загруженные лесоматериалами для Москвы, проводились по Нижней Сухоне уже на спаде воды в условиях жесточайшего мелководья. Но правительственное задание о доставке в Москву 43 тысяч тонн пиломатериалов (это до 80 барж) было выполнено. 
Подобная работа оказалась по плечу лишь сухонским судоводителям, привычным к таким условиям. Привлеченные в помощь в одну из навигаций 10 пароходов Северного пароходства в первые же 20 дней работы допустили восемь аварий, при этом затонувшая баржа № 5082 так и осталась на месте происшествия.
Небольшое Сухонское пароходство при случае оказывало помощь своим соседям. При остром недостатке грузовых судов у Северо-Западного речного пароходства в 1944 году возникла проблема с доставкой дров в Ленинград. По поручению Наркомречфлота наш капитан-наставник Н. И. Черемисин нашел остроумное решение: в запанях Мариинской системы им была организована сплотка плотоединиц системы «ерш» собственной конструкции. На «ершах» разместили поленницы дров, скрепив их такелажем, чтобы не развалились в пути, и поплыли эти поленницы на буксире по обходным каналам, Свири и Неве до Питера, удивляя необычностью такой транспортировки.
Трудовые подвиги речников Сухоны только за годы войны были отмечены 482 государственными наградами. Награждение продолжалось и после войны. 
Помню многих капитанов. С некоторыми из них в начале вой­ны стоял длинные ночные вахты рулевым, с другими позднее ходил на пароходе штурманом и помощником капитана. Все они были высокими профессионалами, преданными флоту, по-отечески относились к нам, молодежи. Это С. Н. Язенков с парохода «Авиатор», чье имя по сию пору носит один из теплоходов межбассейнового плавания, М. М. Преловский с парохода «И. А. Крылов», А. Д. Калининский - «Конструктор», А. М. Сахаров - «Капустин», Н. И. Коншин - «Турксиб», И. Д. Куницын - «Псков». Вспоминаются также капитаны И. А. Будкин, П. В. Клоков, М. Я. Малоземов - дядя белозерского Героя Ивана Малоземова, П. А. Патюков, В. Н. Припоров, Н. Н. Прибытков, А. В. Разумов, Н. А. Тчаников, П. А. Пестов, а всего их в пароходстве было около 60. 
Особо отмечу капитанов И. Д. Куницына и В. С. Кубасова, позднее ставших капитанами-наставниками, разработавшими лоцийные пособия и наставления по безопасному судовождению в Сухонском бассейне.
Из капитанов военной поры, насколько мне известно, ныне здравствует лишь один, проживающий в Тотьме Викентий Сергеевич Кубасов - эталон порядочности, безупречный знаток Сухоны и высокопрофессиональный судоводитель. Великий ему поклон и признательность за все!
Да простит меня читатель за обилие названных имен. Но это лишь малая толика тех, кто ковал Победу вместе с фронтовиками, и забывать их не следует.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: