Любая девушка мечтала о фотокарточке с фронтовиком

statics/images/arcticles/042020/22042020xf73e45ef.jpg
Свадебная фотография. Маргарита и Лазарь Лисянские с родственниками. Победный 1945 год.
Фото из семейного архива
Ежегодно в преддверии Дня Победы я достаю небольшую коробочку, в которой храню ордена и медали своих родителей, и бережно раскладываю их на видном месте. Большой коллекционной ценности эти награды не представляют, поскольку каждый участник войны был ими в свое время награжден. Они мне дороги как память о родителях.
Сам я родился уже в 1946 году и не помню даже тяжелых послевоен­ных лет. Бережно чищу потускневший от времени металл. И медали оживают, начинают вспыхивать на майском солнышке разноцветными искрами праздничного салюта Победы. 
В этом году я также постараюсь не нарушить сложившуюся традицию, чтобы вспомнить тех, кто воевал, мысленно пройти вместе с ними суровой дорогой войны и в конце этого пути возликовать всеми фибрами своей души от переполняющей гордости за наш народ.
В статуте одной из отцовских медалей - «За боевые заслуги» - записано: «Награждаются офицеры, которые в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряженными с риском для их жизни, содействовали успеху боевых действий на фронте». Да и носится данная награда по перечню на самом почетном месте! 
Орден «Красной Звезды» был присвоен отцу Указом ПВС СССР от 6 августа 1946 года, но по какой-то причине не был вручен. Я обратился в военкомат, где к моей просьбе отнеслись с большим вниманием, грамотно и оперативно написали запрос в Центральный архив МО РФ. И вскоре мне в торжественной обстановке вручили удостоверение на орден, подписанное самим Президентом России. Чтобы увековечить память об этом событии, я, обновляя памятник на могиле отца, попросил изобразить на гравированном портрете медали и неврученный орден. Теперь грудь отца украшают все медали и три ордена «Красной Звезды». 
По детской несообразительности я не успел расспросить отца о ранениях. Но зато цепкая зрительная память хорошо сохранила, как выглядели зажившие боевые раны на его теле. Шрамы были большие, глубокие, с неровными краями. Они зияли, как кратеры потухших вулканов, готовые в любую минуту взорваться новыми потоками «кровавой лавы»...
Медали и ордена мамы гораздо скромнее. Они в основном юбилейные. Однако их ценность для меня важна. В последнее время в дополнение к юбилейным медалям каждый здравствующий ветеран Великой Победы получает специальный красочный почтовый конверт с поздравлением лично от Президента России.
И еще одно событие последних лет, связанное с наградами, очень радовало мою маму и других ветеранов. В майские дни 2005 года родилась замечательная акция - «Георгиевская ленточка». С каждым годом традиция набирает все большую силу. К 9 Мая уже миллионы россиян и граждан ближнего зарубежья повязывают или прикрепляют этот приметный символ нашей Победы 1945 года. Ветераны, конечно же, видят это. Они понимают, что их помнят, их не забывают, им благодарны. Одна из таких ленточек 2005 года у меня также хранится как достойная реликвия.
В годы войны моя мама, тогда еще 22-летняя Маргарита Полякова, работала в эвакогоспитале № 3467, который дислоцировался в городе Харовске Вологодской области. Там-то она и встретила стройного старшего лейтенанта Лисянского с красивым библейским именем Лазарь: отец находился на излечении после тяжелого ранения.
В моем семейном альбоме сохранилась уже пожелтевшая фотография. Она сделана в день свадьбы моих родителей 23 июня 1945 года в фотостудии Дворца культуры железнодорожников, где в то время работала моя бабушка. Карточка запечатлела отца в кругу новой родни и примечательна одной деталью - невеста на фото сидит не рядом с женихом, а в первом ряду справа. Оказывается, самая младшая сестра мамы, Анечка, уговорила молодоженов сделать «рокировку» и оказалась возле жениха. Вероятно, сфотографироваться возле офицера-фронтовика в 1945 году было очень почетно!
Это была скромная послевоенная свадьба. Невеста даже не в подвенечном наряде, а ее украшения более чем скромные. Жених же одет в повседневную военную форму старшего лейтенанта, но зато тщательно выбрит и с модными усиками, как у Чаплина. Лица родственников несколько напряжены: сказались, видимо, война и перенесенные за четыре года невзгоды и лишения. Да и умения позировать, конечно же, не хватило. В то время фотографировались редко, только по особым случаям. Лишь самое юное создание, мамина младшая сестра, выглядит непосредственно. На ее лице играет загадочная милая улыбка, и от этого кажется, что она вся светится изнутри каким-то необычным сиянием. Одета Аня в отличие от всех остальных в светлую хлопчатобумажную блузку с небрежно торчащим из кармана платочком. Возможно, даже синим (ведь песню Клавдии Шульженко тогда все очень любили). Смотрится Аня явным победителем. Ведь ей удалось опередить время и хоть на несколько минут занять центральное место - место самой невесты.
Внимательно смотрю на эту видавшую виды свадебную фотографию и ловлю себя на мысли: время неумолимо и быстротечно! Оно безжалостно уносит в небытие самых близких и дорогих сердцу людей. Вот и из всех, кто изображен на этой коллективной фотокарточке, сейчас в живых никого уже не осталось. Все ушли в историю. Светлая им память!
Виктор ЛИСЯНСКИЙ, Волгодонск, Ростовская область
Читатель - газета Память К 75-летию Победы Волгодонск Ростовская область

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: