На страже дисциплины

Минобрнауки обнародовало проект приказа о порядке привлечения учеников к дисциплинарной ответственности, где перечисляются возможные наказания для школьников и проступки, за которые они налагаются. Специалисты разделились во мнениях: одни опасаются злоупотреблений и социального расслоения, другие отмечают, что как раз отсутствие единого документа дает почву для самодурства директоров.
За пьянство и аморальное поведение
Согласно документу школьной администрации предлагают три инструмента для воздействия на нарушителей дисциплины: замечание, выговор и отчисление, причем последнее может применяться только для учащихся старше 15 лет.
Этот же приказ говорит о создании нового органа - комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая будет вести дисциплинарное производство и выносить решение о наказании.
Грубым дисциплинарным нарушением, за которое может быть отчислен ученик, в проекте приказа называется следующее:
- неоднократные дисциплинарные проступки;
- появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- совершение на территории образовательной организации действия, попадающего под уголовную или административную ответственность;
- аморальный поступок, совершенный учащимся по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;
- оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;
- неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана;
- установление комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия.
Инструмент избавления
«Школе дают инструмент, позволяющий избавиться от учеников, которых они считают необучаемыми и которые при этом оказались на старшей ступени, - комментирует главный редактор издания «Директор школы» Константин Ушаков. - До настоящего времени у школы никаких возможностей отделаться от реально необучаемых детей - такое случается - не было», - подчеркнул он.
По его мнению, злоупотребления при этом не исключены, но вряд ли они будут носить массовый характер. «С одной стороны, школа, конечно, хочет отобрать себе способных, послушных, она много чего хочет. С другой стороны, подушевое финансирование школы заставляет ее беречь учеников. Не исключаю, конечно, злоупотреблений, но у школы, тем не менее, есть инстинкт самосохранения - с ушедшим ребенком уходят деньги», - пояснил Ушаков.
Первый зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин считает, что документ станет инструментом дальнейшего социального расслоения, «когда будут отчислять более бедных, неспособных вносить подобающие объемы в фонд школы, и приглашать более обеспеченных».
«Никто никого не будет выгонять»
Говоря о судьбе отчисленных, Олег Смолин высказал опасения, что, «скорее всего, такой подросток будет обречен попадать в те школы, которые считаются неуспешными и в которых концентрируются в конце концов дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». «А это, соответственно, - почва не только для низкого образования, но и для социальных правонарушений, и чего угодно», - заключил парламентарий.
Впрочем, член комиссии Общественной палаты по развитию образования, Народный учитель России Ефим Рачевский таких опасений не разделяет и считает приказ долгожданным и необходимым документом.
«Плохо, что этого документа никогда не было, - сказал он. - И, исходя из того, что его никогда не было и что каждый муниципальный начальник ждет: что скажет региональный, региональный ждет, что скажет федеральный, а федеральный - министерство - никогда ничего не говорил, в разных регионах, в разных школах по-разному ведут себя. Нет единообразия. Где-то могут выгнать за хиджаб или серьгу в ухе, а где-то могут простить за что-нибудь другое».
«Единственный ненормальный элемент в этом документе - то, что невыполнение учебного плана тоже относится к правовым нарушениям, - отметил Рачевский. - Но это не может относиться к правовым нарушениям по той причине, что разумная школа должна подобрать для детей соответствующий темп, уровень образования и т.д. Это единственное, что я бы из этого документа исключил».
По его словам, если ученика отчислят, то он, во-первых, может идти на работу - у него есть паспорт - и учиться в вечерней школе, через год он может попытаться сдать государственный итоговый экзамен, а потом идти в колледж, или пойти в десятый класс.
«Знаете, что благодаря этому приказу может исчезнуть? Это страшное судилище под названием «педсовет». Кто-то нашкодил - «обсуждаем на педсовете». И вот собираются судьи в виде педагогов, приглашаются мама с папой, приглашается нашкодивший семиклассник, и его начинают пытать, что к чему. Что происходит благодаря этому приказу? Напиши объяснительную: почему ты сломал нос или украл мобильный телефон, или обозвал учительницу. Написал объяснительную - тебе объявляют выговор. Ну и все», - сказал Рачевский, отметив, что приказ «позволит избежать каких-то волюнтаристских идиотизмов».
«Взгляд»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: