Парта мира

Расстановка сил на мировом рынке образования стремительно меняется: традиционным лидерам готовы составить конкуренцию новые страны. Возможность расширить географию обучения получили и российские студенты.

Расстановка сил на мировом рынке образования стремительно меняется: традиционным лидерам готовы составить конкуренцию новые страны. Возможность расширить географию обучения получили и российские студенты.
В 2011 году, по данным Статистического института ЮНЕСКО, в зарубежные вузы поступили почти 47 тысяч россиян, не так много в масштабах страны, но и не мало - население небольшого города. Россия входит в десятку стран, направляющих наибольшее количество студентов за границу, хотя внутри этой десятки разброс довольно велик. Так, в прошлом году на обучение в вузы по всему миру поступило 510 тысяч китайцев (они возглавляют список) - на порядок больше, чем россиян. 
Отчасти наше отставание от лидеров объясняется тем, что традиция получения зарубежного образования в России появилась сравнительно недавно - в процессы образовательной миграции страна включилась только в начале 1990-х годов. Уже через десять лет число российских студентов, обучающихся за рубежом, достигло 25 тысяч. С тех пор рост замедлился, хоть и остался стабильным - представители образовательных агентств говорят о 15-25% в последние годы. 
Растет не только число студентов, желающих получить зарубежное образование, но и их требования к университетам. «Сегодняшние студенты подходят к вопросу о выборе вуза гораздо более осознанно. Раньше это были дети богатых родителей, которые не особо вдавались в детали программы обучения. Сейчас сами абитуриенты очень неплохо подкованы, разбираются в рейтингах, специализации учебных заведений и перспективах, которые они дают», - рассказывает директор по маркетингу компании «Интеллектуал» Андрей Арсентьев. Его мнение поддерживает старший консультант образовательной службы «Йорк» Дмитрий Родин: «Раньше россияне, которые хотели учиться за границей, из всех образовательных программ знали только MBA. Сейчас страсти по MBA утихли, абитуриенты внимательно анализируют предложения вузов и понимают, что есть огромное количество программ, которые и дешевле MBA, и поступить на них легче, и в жизни могут пригодиться больше». 
Рост осведомленности абитуриентов - во многом результат активизации маркетинговой политики вузов. Пятнадцать лет назад ни один западный университет не проводил никаких маркетинговых кампаний за рубежом, работа с иностранными студентами велась через местных экспертов, которые могли представить информацию и помочь выбрать университет. Сегодня ситуация в корне изменилась. Последние пять лет даже государственные вузы участвуют в выставках образования. «Приезжает больше представителей университетов, которые готовы осваивать более крупные бюджеты, проводить мероприятия, участвовать в выставках и вообще всячески привлекать к себе внимание», - отмечает Андрей Арсентьев. «Топовые университеты - Оксфорд, Кембридж и т. д. - это как Mercedes и Bentley, они в усиленном маркетинге, конечно, не нуждаются, и их вряд ли можно будет увидеть на какой-нибудь выставке образования во Владивостоке или Волгограде, - уточняет заместитель генерального директора центра обучения за рубежом Students International Игорь Мишуров. - Но менее известные, хотя и не менее качественные зарубежные вузы довольно активно расширяют присутствие на российском рынке». 
Желание россиян учиться в лучших зарубежных университетах поддерживает и правительство нашей страны. В ближайшее время будет сформирована программа обучения российских студентов и специалистов за границей на государственные деньги «Глобальное образование». Уже в следующем году первая тысяча российских специалистов сможет за государственный счет отправиться на учебу в зарубежные университеты. 
Освоение глобуса 
Сегодня более половины всех студентов, обучающихся за рубежом, приходится на четыре страны - США (20%), Великобританию (13%), Германию и Францию (по 8%). Но доли этих стран с каждым годом все более размываются: в «академическую гонку» включаются новые конкуренты - Австралия, Китай (по 7%), Канада (5%), Япония (4%) и другие страны, модернизирующие свои системы высшего образования. 
За последние годы весьма основательно расширилась и география присутствия российских студентов. «Десять лет назад абитуриенты рассматривали главным образом два варианта - США и Великобританию, - отмечает директор компании «Планета эсперанто» Дмитрий Северский. - Сегодня в их поле зрения попадают даже университеты Восточной Европы - Польши, Венгрии, Украины, которые начали продвигать программы для иностранных студентов». 
Определяющий фактор при выборе страны - знание иностранных языков. Хотя в последние годы хорошее знание английского языка дает возможность учиться практически в любой стране, в том числе неанглоговорящей, - количество программ на английском языке (а значит, открытых для всех желающих без необходимости сдавать экзамен по немецкому, французскому или другому европейскому языку) выросло втрое. Студентов, изучающих немецкий, ждут не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии и так далее. Испанский язык открывает доступ в латиноамериканские университеты. 
Нельзя забывать и о разнице в стоимости обучения в разных странах. Год учебы по трехлетней программе бакалавриата в британском университете стоит в зависимости от выбранной специальности 11-14 тысяч евро. Годовые затраты на проживание составляют 8-9 тысяч евро. Таким образом, получение степени бакалавра обойдется в 57-69 тысяч евро. Минимальная стоимость годичной магистратуры с проживанием - 20 тысяч евро, МВА - 28 тысяч евро. 
Европа дает возможность учиться бесплатно (при условии, что обучение ведется на языке страны). Университеты устанавливают квоты - от 3% до 10% общего количества студентов - и выделяют места, на которые могут претендовать только иностранцы. Оборотная сторона медали - на бесплатные места ведется очень жесткий отбор. 
Пять любимых стран 
По данным Статистического университета ЮНЕСКО, более 50% россиян, принявших решение получить высшее образование за границей, останавливают выбор на Германии, США, Великобритании, Франции или Украине. 
На первом месте по популярности среди россиян Германия. Нужно заметить, одним из главных игроков на глобальном рынке услуг высшего образования эта страна стала только в начале 2000-х, а с 2000 по 2011 год число иностранных студентов выросло более чем на 250%. Такой успех обусловлен прежде всего целенаправленной и многоплановой государственной политикой в области образования. Привлечением иностранцев на учебу и стажировку в Германии занимаются несколько государственных и частных организаций. Что касается потока российских учебных мигрантов, немаловажную роль играет также географический фактор - территориальная близость к России - и возможность бесплатного обучения. 
Германия в рейтинге предпочтений россиян отодвинула предыдущего лидера - США. Привлекательность Штатов для наших соотечественников упала в начале 2000-х после ужесточения визовой политики в США и в связи с ростом конкуренции со стороны европейских стран за приток иностранных студентов.
На третьем месте по популярности у россиян Великобритания. Британское образование традиционно считается самым качественным, но и самым, пожалуй, дорогим. На долю этой страны сегодня приходится около 12% всех студентов, обучающихся за рубежом. В 2011 году число студентов из-за пределов ЕС в британских университетах составило 300 тысяч, большинство - из Китая, Индии и Малайзии. Россия в первую двадцатку стран, поставляющих студентов в Британию, не входит. По данным британского консульства в России, сегодня в Великобритании получают высшее образование 3565 наших соотечественников. Помимо высокой стоимости обучения поток абитуриентов сдерживает еще одно важное обстоятельство: с 2011 года Великобритания отменила для иностранцев разрешение на работу по окончании университета, а также ужесточила визовые правила. 
Самая неожиданная страна в пятерке обучающих нас лидеров - Украина. По данным украинского Министерства образования, в вузах этой страны в прошлом году училось 6 тысяч российских студентов, в основном по программам обмена студентами и в украинских филиалах российских же вузов. 
В последние годы в группу лидеров по привлечению россиян в свои вузы стремительно ворвался Китай. 
«Немало азиатских вузов уже находится в верхних строках университетских рейтингов, - рассказывает Дмитрий Северский. - Самым смелым абитуриентам можно посоветовать обратить внимание именно на восточные страны. Полученное образование и знание Азиатского региона может через десять лет сделать сегодняшнего студента по-настоящему уникальным специалистом».
«Коммерсант-деньги»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: