Передовикам звание «Герой труда» присваивал народ

statics/images/arcticles/092019/11092019x1b52fddc.jpg
Яков Яковлевич Копосов в своем рабочем кабинете.
Фото из архива автора
В апреле 2020 года моему деду Якову Яковлевичу Копосову исполнилось бы 150 лет. Его не стало во время войны, в 1942 году. Однажды я узнал, что дед носил звание Героя труда, присвоенное ему в 1921 году трудовым коллективом, когда он работал на речном флоте. Очень жаль, что такая форма поощрения передовиков оказалась забытой и не стало достоянием общественности. Я заинтересовался этой темой и узнал много любопытного, о чем хочу рассказать на страницах «Красного Севера».
Дело было в Великом Устюге
В 1921 году Центральный Исполнительный Комитет учредил звание «Герой труда», которое упоминалось в грамотах, вручаемых лучшим работникам от имени предприятия. На такое звание могли рассчитывать лишь те люди, чей трудовой стаж был достаточно большим. Весной 1921 года у нас в стране произошло знаменательное событие: примерно 250 первоклассных московских и петроградских работников были признаны Героями труда. У нас же, в Великом Устюге, работники городского архива нашли интереснейшую информацию о моем деде по отцовской линии Якове Яковлевиче Копосове, члене РКП(б) с 1919 года, бывшем заведующем Михайловскими судоремонтными мастерскими. 
Яков Яковлевич родился 1 апреля 1870 года в затоне Приводино Архангельской губернии в семье речника-механика. В 1878 году начал учиться в приходской школе, а потом в уездном училище Великого Устюга. Отец, Яков Гаврилович, предлагал сыну поступить в специальную техническую школу, но тот заявил, что будет трудом пробивать себе дорогу в жизни, а в свободное время займется самообразованием. Он приехал к отцу на пароход «Гражданин» и стал помогать в ремонтных работах, а летом стоял на вахте в машинном отделении. Вскоре хозяин Костров, видя, что молодой человек толковый, назначил Якова масленщиком с жалованием 10 рублей в месяц. 
В 1917 году, уже при советской власти, деда назначили заведующим Михайловскими механическими судоремонтными мастерскими. В этот период страна могла рассчитывать только на самоотверженный труд советских граждан. А на местах рабочие сами начали отмечать своих собратьев за хороший труд. Статус народных героев побуждал к дальнейшей активной деятельности. Организацией работы по отбору достойных представителей трудящихся занялись профсоюзы, а губернским исполкомам было разрешено издавать по данному поводу свои постановления «без представления на утверждение в Центр». 

Красный директор

Мой поиск информации о деде начался с нескольких фотографий и маленькой заметки «Герой труда» в местной газете «Советская мысль» за 15 апреля 1921 года (на фото), в которой говорилось, что общим собранием Михайловского затона деда отметили как действительного Героя труда. А производственный отдел постановил премировать его мануфактурой. За что же был назван Героем труда Яков Копосов-младший?
В 1918 году началась интервенция на Севере. Иностранные войска с целью соединения с Колчаком, наступающим из Сибири, устремились на Петроград, Вологду и Москву, на Котлас и Вятку. Великий Устюг стал центром подготовки отражения наступления врага на Северной Двине. В Михайловских механических судоремонтных мастерских срочно вооружали и бронировали речные суда, создавали военную флотилию. Она-то и стала непреодолимой преградой для интервентов на Северной Двине. А возглавлял эти работы мой дед, первый «красный директор». Позднее в своих воспоминаниях он напишет: «Все трудились по 24 часа в сутки. Работы выполнялись в сжатые сроки, и суда уходили на фронт вовремя». 
Хорошо помню, как после службы в армии я трудился в судомонтажном цехе ССРЗ в Великом Устюге. На втором этаже работал заводской музей, и мне было очень приятно, что на одной из главных экспозиций я увидел большой портрет моего деда Якова Яковлевича Копосова, первого советского директора завода, который считался Героем труда. Во время голода, несмотря на то, что у моего деда семья была семь человек, а зарплата очень низкая, он заражал своим примером других. 
В нашем семейном архиве хранятся фотографии того времени, вырезки из газет, документы. Несколько лет я изучаю тему Героев труда 1921 года, но пока не встречал достаточно глубокой и содержательной информации по этому поводу. Из воспоминаний родственников знаю точно одно: наградный знак «Герой труда», имеющий вид колокола, дед носил на лацкане пиджака. Его и похоронили в этом пиджаке вместе с наградой в 1942 году. Но, согласно информации из Интернета, к награде полагалась похвальная грамота, про которую мне пока ничего неизвестно. Добрые люди подсказали найти материал на эту тему в одном из номеров газеты «Красный Север» за 1921 год, что я сейчас и делаю. Думаю, что мои изыскания будут важны не только для нас, родственников, но и для города в целом, а возможно, и для всей области. Не каждый же день даются награды такой величины! Я выяснил, что звание «Герой труда» 1921 года равнозначно званию Героя Социалистического Труда 1938 года. 
Вся собранная мною информация находится в Интернете на моих страничках в «ВК» и общенациональном проекте «Большой русский альбом». 
Кроме основной работы дед занимался изучением природных явлений, таких как ледостав и ледоход, это ему было нужно для работы. И так хорошо знал этот материал, что ему часто приходили письма с просьбой о помощи. Вот одно из них: «Добрый день, Яков Яковлевич! Во-первых, привет по старой службе, а во-вторых, вспомнил, что не бесполезно прошу поделиться по некоторым вопросам. По должности приходится определять примерное время вскрытия рек. Полагаю, что в Устюге это произойдет 5 мая, в Котласе - 8 мая, в Березняке - к 10 мая и в Архангельске - 15 мая. Буду очень благодарен, если Вы мне черкнете свои соображения, так как они всегда оправдываются весьма аккуратно. С почтением к вам И. В. Шерстянкин. Адрес мой: город Архангельск, Управление речного транспорта, отдел эксплуатации и мне». 
Несколько лет назад в День работников речного флота на могиле деда Якова Яковлевича Копосова мы с сестрой Мариной Сергеевной Болдыревой показывали фотографии и рассказывали о нашем деде работникам Великоустюгского судостроительного-судоремонтного завода. Руководители заинтересовались его героической биографией. А через какое-то время силами работников предприятия на могиле была установлена оградка из якорных пароходных цепей, что, на мой взгляд, очень символично. Чувствуется связь поколений и уважение к прошлому. 
Валерий КОПОСОВ, Великий Устюг
 
Память Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: