Повлияет ли смена собственника на судьбу УАЗа?

statics/images/arcticles/072022/06072022xe542c861.jpg
УАЗы очень популярны у предприятий лесной отрасли и в сфере сельского хозяйства.
Фото Игоря Аксеновского

Известный отечественный производитель автомобилей для охотников и рыбаков, а также для специальных служб - Ульяновский автозавод - в конце июня оказался на распутье. Вадим Швецов, бывший собственник Группы Sollers, в состав которой и входит УАЗ, продал компанию ее топ-менеджменту. Эксперты строят предположения, как это решение повлияет на дальнейшую судьбу автозавода: ограничится ли УАЗ выпуском упрощенных моделей или у него есть будущее в партнерстве с китайскими автоконцернами. 

 

Первой моделью, созданной в рамках этого сотрудничества, может стать кроссовер УАЗ «Посейдон», который, как уверяют разработчики, окажется не хуже Hyundai Tucson или Toyota RAV4. А вот УАЗ «Командир», созданный на базе китайской модели, как обещают, не будет уступать Lexus RX. Но пока это только планы, и для их реализации еще предстоит большая работа. 

По рыночной стоимости

На минувшей неделе Группа Sollers официально объявила о продаже 76,7% акций холдинга, ранее принадлежавших компании Вадима Швецова «Соллерс Груп», новому владельцу - ООО «Альтер Инвест». В результате сделки акционерами «Соллерс Авто» становятся ключевые топ-менеджеры холдинга. По информации газеты «Коммерсантъ», актив был оценен по рыночной стоимости, которая на тот момент составляла около шести миллиардов рублей. Таким образом, общая сумма сделки могла быть около 4,5 миллиарда. 

Согласно международной системе финансовой отчетности, обнародованной в конце апреля, выручка компаний Группы Sollers в прошлом году выросла на 39% и составила 91,7 миллиарда руб­лей. Это стало возможным за счет устойчивого спроса на автомобили Ford Transit и увеличение объемов продаж совместного предприятия «Соллерс Форд». При этом чистая прибыль компании составила 2,4 миллиарда рублей против убытка 2,1 миллиарда годом ранее. Всего в 2021 году Группа Sollers реализовала 53,2 тысячи автомобилей. 

2,4

миллиарда рублей составила чистая прибыль Группы Sollers в 2021 году против убытка в 2,1 миллиарда рублей годом ранее.

Сегодня в состав этого автомобильного холдинга входит несколько компаний. Ключевым активом Sollers остается Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) плюс к этому - два совместных предприятия: «Соллерс Форд» (с американской Ford Motor Company) в Елабуге и «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг РУС» (с японской Mazda Motor Corporation) во Владивостоке, а также Заволжский моторный завод (ЗМЗ) и инжиниринговый центр. 

«ПАО «Соллерс Авто» продолжит свою деятельность в прежней структуре принадлежащих компании активов и намерено обеспечивать дальнейшее развитие стратегии по производству и дистрибуции автомобилей, автокомпонентов и выводу на рынок новых сервисов мобильности», - говорится в официальном сообщении компании по итогам сделки.

Санкции или смена стратегии?

Череповчанин Вадим Швецов много лет проработал с Алексеем Мордашовым: вначале - в компании «Северсталь-Инвест», затем был его первым заместителем на «Северстали». К слову, Швецова считают одним из инициаторов покупки акций автомобильных заводов, с которыми в 90-е годы Череповецкий металлургический комбинат работал по бартерным схемам. В 2001 году, когда «Северсталь» стала крупнейшим акционером УАЗа, Вадим Швецов занял пост председателя Совета директоров автозавода, а спустя два года стал генеральным директором ОАО «Северсталь-авто», объединившего автомобилестроительные активы компании УАЗ и ЗМЗ. В 2007 году Алексей Мордашов решает выйти из автомобильного бизнеса и продает контрольный пакет «Северсталь-авто» Вадиму Швецову почти за полмиллиарда долларов. Через год компания получает новое название - Sollers. До 2019 года Вадим Швецов занимал в холдинге должность генерального директора, а потом возглавил Совет директоров. 

И вот теперь эксперты строят предположения, что же заставило бизнесмена, два десятка лет отдавшего выстраиванию крупного автомобильного холдинга, продать его менеджменту компании. 
По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, это может быть связано с опасением бизнесмена попасть под западные санкции. В пользу этой версии свидетельствуют введенные ЕС еще в начале июня санкции в отношении Ульяновского автозавода, поводом для которых послужили поставки УАЗа «Патриот» для нужд Российской армии. 

- Первая версия: все-таки УАЗ - поставщик Минобороны РФ, возможно, это такая техническая история, чтобы не попасть в немилость каких-то западных стран. Не исключено, что это такая формальная дистанция от автобизнеса, а по факту он так и останется в реальном управлении всего этого актива, - делает предположение эксперт.

По мнению Сергея Бургазлиева, еще одной причиной выхода Швецова из управления Sollers могло быть желание сконцентрироваться на других, более прибыльных сферах бизнеса. 

Ситуация, в которой сейчас оказался УАЗ, довольно тяжелая, констатирует эксперт, поскольку с уходом Вадима Швецова автозавод рискует потерять существенную часть госзаказов.

- О том, что лоббистские возможности у Швецова были выдающиеся, можно судить хотя бы по тому, что не совсем подходящие для этих целей автомобили «УАЗ» активно закупались государством для школ и медучреждений, служб МЧС, МВД, Росгвардии и прочих ведомств. Если сейчас все это отвалится, то непонятно, что с заводом будет делать менеджмент, - говорит Сергей Бургазлиев.

А вот знакомый с ситуацией источник «Коммерсанта» считает, что принятое Вадимом Швецовым решение не связано с возможными санкциями. В последние годы бизнесмен постепенно снижал свое вовлечение в управление автоконцерном, не участвовал в отраслевых совещаниях и сосредоточился на других проектах. Кроме того, ведение бизнеса Sollers последние годы строилось на создании совместных предприятий c зарубежными автопроизводителями, что в нынешней ситуации перестало быть актуальным. Более того, уже действующие СП с Mazda и Ford были вынуждены из-за санкций и нехватки комплектующих останавливать свои производства. 

- Нужна смена стратегии, а на это - время и силы, - считает источник издания.

Российский «Лексус»?

Что же в нынешней ситуации ждет автомобили «УАЗ», без которых трудно представить жизнь в нашей северной глубинке?

По информации из открытых источников Ульяновский автозавод был вынужден с июля перейти на сборку разукомплектованных (без подушек безопасности, ABS, системы курсовой стабилизации) моделей с пониженным экологическим классом. С другой стороны, в Интернете уже появились фотографии нового кроссовера с премиальным оснащением УАЗ «Командир». Его выпуск - это совместный проект Ульяновского автозавода и китайской компании Chery. Соглашение о сотрудничестве автопроизводители подписали в начале февраля нынешнего года. Ожидается, что Chery предоставит свои технологии и конструкции УАЗу, что поможет российской компании удержаться на рынке.

Китайская компания уже завершила испытания производственных мощностей автозавода в Ульяновске и, возможно, в ближайшем будущем запустит здесь сборку своих автомобилей, которые сегодня выпускаются под маркой Jetour. 

- На нас смена собственника УАЗа пока никак не отразилась. Пока о поставках новых моделей нам ничего не известно, главное, чтобы автозавод поставлял то, что производит сейчас. К нам поступали «Хантеры», «Профи», а вот поставки УАЗов «Патриот» были остановлены в марте и возобновились примерно месяц назад. Два «Патриота» были куплены меньше чем за неделю покупателями из Ярославской и Архангельской областей. Поступление еще двух машин мы ожидаем в первой половине июля. Их стоимость будет составлять чуть больше 1 миллиона 600 тысяч рублей, - рассказали в одном из официальных дилеров УАЗа в областном центре. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: