Российскому авторынку предсказали падение

Восстановления российского автомобильного рынка, о котором грезили многие специалисты еще пару месяцев назад, так и не произошло. Продажи машин не растут, производство падает. «Красный Север» разбирался, что дальше ждет отечественный автопром.

Восстановления российского автомобильного рынка, о котором грезили многие специалисты еще пару месяцев назад, так и не произошло. Продажи машин не растут, производство падает. «Красный Север» разбирался, что дальше ждет отечественный автопром.
Рынок идет вниз
Российский авторынок падает уже на протяжении года с лишним. Обвал рынка удалось предотвратить, вовремя запустив программу льготного кредитования. Однако в этом году такой «финт» не сработает. В федеральном бюджете просто нет лишних денег, чтобы наряду с серьезными инфраструктурными проектами и вливаниями в экономику Крыма осчастливить еще и стагнирующий автопром. Хотя, конечно, было бы неплохо подпитать одну из основных отечественных отраслей финансами. При нынешних прогнозах экономического развития в 0,5% по итогам года поддержка реального производства была бы ой как кстати. Но пока автопроизводителям предлагают найти резервы самостоятельно.
-Это вполне нормальная ситуация, с которой любая экономика сталкивается время от времени, - уверен экономист Сергей Пахомов. - Признаемся, многие наши отрасли привыкли жить на гранты, правительственные транши, пользоваться благами льготных программ. Но ведь если ваш товар не покупают, то может нужно разобраться в своих бизнес-процессах? Сократить издержки, улучшить логистику и так далее.
На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава компании «АвтоВАЗ» Бу Андерссон заявил, что ожидает сокращение российского рынка в этом году на 10-20%. Для сравнения, согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса, в 2013-м российский рынок провалился на 6%.
- Если еще два месяца назад мы говорили, что нынешний год - передышка для автопрома, время, которое необходимо потратить на изменение модельного ряда, приведение к современным образцам бизнес-процессов и производственных вопросов, то теперь нужно говорить, что отрасль впадает в глубокий кризис, - считает череповецкий экономист,  аналитик Дмитрий Ребров.
Данные по «АвтоВАЗу» хороши тем, что они дают представление о развитии среднего и низшего ценового сегмента на авторынке.
- Пару тысяч очень дорогих авто в стране как покупали, так и будут покупать, - улыбается Дмитрий. - А вот показатель в эконом-классе куда более важен для понимания общей ситуации.
А показатели очень неутешительные. Руководство крупнейшего отечественного концерна предполагает, что продажи могут сократиться на 15%. В 2013 году реализация автомобилей Lada снизилась на 12% - дилеры продали 535 тысяч машин. Прогноз на этот год подтверждается и результатами продаж за четыре первых месяца 2014-го. В России продано менее 129 тысяч автомобилей марки Lada - это на 15% меньше результата такого же периода прошлого года.
Вместе с тем, глава «АвтоВАЗа» заявил, что этот год крупнейшая российская автокомпания должна завершить с прибылью, но, главное, показать, что она является конкурентоспособной.
Прошлый год «АвтоВАЗ» завершил с 8-миллиардным убытком. Тогда на одного сотрудника выпускалось 22 автомобиля, а это очень низкий показатель по общемировым практикам.
- Это и есть работа над сокращением издержек и переход на более конкурентоспособную модель. Кризисные годы как раз и способствуют переосмыслению и переориентации производств, - уверен Сергей Пахомов. - Чтобы не работать на склад, объем производства на «АвтоВАЗе» и других сборочных конвейерах будет сокращаться.
Пересаживаемся на подержанные авто
Рынок будет идти в русле уже озвученных цифр. Эксперты предсказывают падение рынка автомобилей в России в текущем году даже не на 20%, а на все 25%. В частности, объемы продаж в сегменте нового легкового и коммерческого транспорта только по итогам первых четырех месяцев 2014 года снизились на 4% и составили 829 тыс. автомобилей. А к концу апреля эта тенденция ускорилась и достигла 8%, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
Российский рынок недавно пережил небольшое восстановление, но теперь вновь возвращается к периоду падения. При этом данная тенденция вряд ли изменится в краткосрочной перспективе, считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
- Покупатель уходит в сегмент подержанного автотранспорта, - рассказывает представитель вологодского автодилера Иван Ухачев. - Люди решили придержать деньги на новые авто, так как сейчас очень непредсказуемая ситуация в экономике. Но ездить-то на чем-то надо! Вот и решили многие: лучше вместо новой модели за 400 тысяч я куплю подержанную машину за 200. Это нормальная реакция потребителя в складывающихся условиях.
Как результат - продажи подержанных автомобилей растут. К началу мая авто с пробегом продемонстрировали рост в 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным АЕБ на конец апреля, объемы продаж подержанных автомобилей в России составили около двух миллионов единиц. Эксперты прогнозируют, что подобный отток покупателей из сегмента новых авто в класс подержанных машин будет продолжен как минимум до середины осени 2014 года.

ТОЛЬКО НА САЙТЕ.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: