Тяжеленный рюкзак с гранитом науки
Закончилось лето, началась школа. Я бы могла назвать это событие долгожданным и для себя, и для ребенка, если бы не несколько, на первый взгляд, мелких бытовых проблем, с которыми столкнулась наша семья, отдав свою дочь в первый класс.
Главная проблема на нынешнем этапе обучения - это перегруженные рюкзаки, которые наши дети ежедневно вынуждены таскать на себе. В сентябре, конечно, многие родители или другие члены семьи сопровождали новичков до школы и обратно. Но идет второй месяц учебного года, многие детки, которые живут поблизости, уже посещают занятия самостоятельно и не могут оторвать свои рюкзаки от пола, словно там не учебники с прописями, а несколько увесистых кирпичей. Я сама наблюдала на днях, как моя дочь на школьном крыльце помогала своему однокласснику водрузить на плечи школьную сумку. У нее так ничего и не получилось, пока не подоспели на помощь старшеклассники. Но согласитесь, что далеко не каждый из них будет это делать. Среди старших ребят есть и такие (тоже итог моего недавнего наблюдения), которые сдерут со спины первоклашки рюкзак, посчитав свою выходку за шутку, да еще и поддадут сзади. Но речь сейчас идет немного не о том.
Еще воспитатели в детском саду, а также учителя на первом родительском собрании в конце прошлого учебного года в один голос предупреждали родителей: «Собирая детей в школу, экономьте хоть на чем, только не на рюкзаках, которые должны быть удобными, с уплотненной спинкой, с широкими лямками, длина которых регулируется пряжками, с подкладками из вентилируемой ткани», и так далее, и так далее. Стоит такой рюкзачок, скажу тем, кто еще не знает, недешево, мы, например, за него заплатили половину всех денег, которые потратили на сборы в школу вообще. Пытались соблюсти все требования, предъявляемые к качеству ранцев для обучающихся в начальных классах. А как же! Здоровье, безопасность и комфорт для ребенка - прежде всего. Но, как оказалось на деле, все равно продешевили, поскольку все принятые нормы идут вразрез с действительностью. Так, по правилам вес рюкзака первоклассника с содержимым не должен превышать 1500 граммов. Какое там! На деле в среднем рюкзаки у наших первоклашек (специально взвешивали с родителями) достигают веса в пять-шесть килограммов.
Знаю, что в классе у ребенка моей коллеги по работе учительница разрешает разделить ношу с соседом по парте, и ребята вместе с родителями уже сами договариваются, кто какие учебники приносит в тот или иной день. Недавно было родительское собрание, где я предложила делать то же самое. Мамы с папами дали радостное согласие, но учительница сказала твердое «нет». Мало того, когда мы накануне решили взять по одному учебнику с соседкой по парте ради эксперимента, «Мариванна» поставила детям по двойке! А родителям на собрании предложила купить своим детям по второму комплекту учебников, которые будут храниться в классе! И это когда во всей продвинутой Европе дети если и носят рюкзаки, то почти пустые или с ноутбуками внутри!
И последнее, что меня вывело из равновесия окончательно! Учительница сказала, что дети забывают дома все подряд, в том числе сменную обувь, фартуки на урок технологии, спортивную форму на физкультуру, железные конструкторы, цветные карандаши, и поэтому желательно, чтобы все это носилось в рюкзаке постоянно! А зимой еще прибавятся и лыжи, которые нельзя будет оставлять в школе, поскольку в классе нет для них места! Все, слов у меня больше нет!
Светлана УТОРОВА, Вологда
От редакции. Мы решили спросить об отношении к этой проблеме у педагогов. Вот что рассказала Анастасия Биткова, учитель начальных классов, школа № 41, Вологда:
- К нам не поступает жалоб от родителей по поводу тяжелых рюкзаков, поскольку мы совместно с родителями пытаемся урегулировать этот вопрос. К примеру, если в классе по расписанию физкультура, детям разрешается в этот день ходит по школе в спортивной обуви, а каждодневную сменную в виде туфель и ботинок оставлять дома. Краски, карандаши, альбомы и другие школьные принадлежности, которые необходимы для работы на уроках технологии и изобразительного искусства, складываются каждым ребенком в отдельные папки и хранятся в классе, для чего есть специально отведенное место. Кроме того, все современные учебники в начальной школе разделены на две части, благодаря чему вес рюкзака значительно уменьшается. По чтению есть и хрестоматия, и учебник, и я всегда заранее предупреждаю своих учеников что именно потребуется на следующем уроке, чтобы не нести оба учебника. А вот по поводу одного учебника на одной парте я тоже бы сказала «нет». Это прежде всего дисциплина. Есть такие дети, которые тогда вообще ничего не будет носить, а дисциплинированный сосед будет постоянно за него отдуваться. Или один ученик понадеется на другого, а тот забудет принести учебник, и пострадает ни в чем не повинный сосед. Считаю, что всегда можно найти выход для облегчения веса рюкзаков младших школьников, если думать над этим вопросом ежедневно, держать постоянную связь с родителями.
Комментарии (0)