Вологодчина готовится к юбилею крупнейшей водной артерии
821
Ставшие уже традиционными просветительские чтения «По Мариинке и Волго-Балту» дали старт программе мероприятий, посвященных 50-летию Волго-Балтийского пути. 22 мая в шекснинском клубе «Энергия» краеведы, историки и представители общественности обсудили полувековые итоги функционирования крупнейшей водной артерии Вологодчины.
Строительство вологодского участка Волго-Балта началось еще до Великой Отечественной войны и проходило на базе уже существующей Мариинской водной системы. В конце весны 1964 года масштабная реконструкция старой Мариинки была завершена: некогда извилистая и порожистая река Шексна превратилась практически в прямую водную артерию, разлившись широким Шекснинским водохранилищем. (Кстати, именно Шексне принадлежит своеобразный мировой рекорд «ужимания» длины вследствие человеческой деятельности - с прежней протяженности почти в 400 километров она сократилась до 139.)
В зону затопления, преимущественно в Шекснинском, Кирилловском и Белозерском районах, попало около 100 населенных пунктов. Но их переселение было уже не столь трагичным, как при заполнении чаши Рыбинского водохранилища. «Водных» переселенцев вместе с аккуратно разобранными деревянными домами и всем скарбом поэтапно перевозили во вновь создаваемые поселки. В соответствии с решением облисполкома переселенцы на два года освобождались от уплаты налогов и страховых взносов. Кроме того, предусматривались и другие льготы.
Строительство Волго-Балта не ограничилось только линейной частью. На территории области были построены семь новых шлюзов, несколько гидро-электростанций и ряд других инфраструктурных объектов. В 1982-1983 годах все в той же Шексне был возведен шлюз № 8, призванный существенно увеличить пропускную способность канала. В прошлую навигацию шлюзование в Шексне прошли около 10 тысяч судов различных типов, включая 770 пассажирских теплоходов.
Основные торжества по случаю 50-летия Волго-Балта пройдут в конце июня - начале июля. Ряд мероприятий запланирован по линии Вологодского отделения Русского географического общества. Интересно, что совсем недавно его активисты детализировали судьбу первой пассажирской навигации на Волго-Балте. Считается, что самым первым гладь Шекснинского водохранилища опробовал теплоход «Красногвардеец», 28 июня 1964 года отправившийся по маршруту Ярославль - Ленинград. А уже 30 июня трехпалубный теплоход «Багратион» открыл на Волго-Балте и массовые туристские перевозки.
Комментарии (0)