Я решила работать в колхозе до последнего хвоста

«Здравствуй, моя любимая газета! Только она и по карману, и читать есть что. Хочу рассказать про свою бесхитростную жизнь в родном колхозе, - пишет нам Мария ДУДКИНА, деревня Косиково, Бабушкинский район.
Родилась я после войны. Питались отваренным хвощом, а лакомством была пареная репа. К нам приходили из сельпо, забирали яйца, молоко, мясо: это было что-то вроде налога.
Деда с бабушкой в глаза не видели, да и отец умер рано: сердце. Мать нас троих тянула. Мы с ней зерно на лошади да телеге в россыпь возили, коров доили, телят кормили, сами траву на подкормку косили. А я еще все лето скот пасла. Дети гуляют, на реку ходят, на детское кино в пять вечера идут, а мы им завидуем.
Выросла, поступила в техникум. Через год домой сбежала. Увезли меня в Новокузнецк - далеко от дома. Жила там три года. Замуж вышла, ребенка родила. Комнату дали. Опять сбежала в родной колхоз, да еще и мужа с собой привезла. Бригадир работу разную мне давал: в основном телят кормить да коров доить. Мужиков в деревне много было, а баб не хватало: молодыми уезжали учиться и не возвращались.
Второй сын появился на свет 1 мая 1958 года. Пришла с работы в девять утра, а через час родила, и машина не успела приехать. Однажды пришлось ребенка на работу брать. Не помню, как и коров подоила: в коробке не сидит, падает. На улицу вынесу - орет без меня. Пришлось за продукты нанимать няньку, чтобы с обоими детьми водилась.
Многие годы работали без отпусков и выходных. Но я была молодая, и все было в радость, все успевала и на работе, и дома. Только детей почти не видела. Утром в половине шестого уходила - еще спят. В девять вечера придешь, пока со скотиной управишься - глаза закрываются. А если корова какая телится, то не успеешь и чаю попить.
Денег в колхозе выдавали очень мало и не каждый месяц. Вот мужики однажды и побежали в лес, благо готовый-то легко продать: растить и кормить, как коров, не надо. Остались одни бабы на ферме, да и те, кто помоложе, на пилораму стали сбегать. А я куда пойду уже в годах? Решила работать до последнего хвоста. Землю к тому времени уже мало пользовали, скота стали меньше держать.
От мужа из-за постоянных пьянок пришлось уйти. Оставила его в квартире, а мне мать помогла дом купить 1918 года постройки с земельным участком 33 сотки. А теперь вот думаю: зачем мне столько земли? Посажу два ведра картошки, цветочки - и все. Участок такой, что со всей деревни вода ко мне бежит, и посаженное мною часто вымокает. Так было, например, в 2017 году. Гороху вместо картохи два ведра собрала для посадки, и то слава Богу.
Сельсовет опять укрупнили, перевели в село имени Бабушкина. А там, вижу, другая жизнь кипит, магазин на магазине стоит, состоятельных людей пруд пруди. Может, жизнь налаживается и будет не такой тяжелой, как у моего поколения?»
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: