Когда нужно немедленно забирать у ребенка гаджеты

statics/images/arcticles/022021/03022021xbaaa2880.jpg
Многие родители, видя, как много времени дети проводят с гаджетами, в сердцах говорят, что заберут их. И есть ситуации, в которых это нужно делать не задумывась.
Фото Игоря Аксеновского

Компьютеры, смартфоны и планшеты есть практически в каждой семье. Пандемия с введением дистанционного обучения еще больше уверила детей в том, что практически любой жизненный процесс можно перевести в виртуальную реальность. Насколько это вредно, и сколько родителей готово навсегда лишить детей любых гаджетов?

Новая опасность?

Сидим с подругой в кафе. За соседним столиком расположилось семейство: мама, папа и двое детей-погодков лет четырех-пяти. На столе установлен смартфон, из которого мультяшными голосами пищит очередная серия «Фиксиков». Дети вяло поедают пирожные, уставившись в экран, и друг на друга не реагируют: им интереснее то, что в смартфоне. Родители рядом общаются о своем, закусывая пиццей. Семейная идиллия? Вряд ли...

- Ну а что в этом такого? - не соглашается моя подруга. - Без компьютеров и смартфонов теперь никуда, и пусть дети с самого раннего детства привыкают с ними обращаться, не то что мы: я до сих пор бегу к старшему сыну, когда нажму в телефоне «что-то не то».

И вспоминает, как в начале 2000-х вместе с этим сыном «зависала» в первых развивающих компьютерных играх из серии «Рыбка Фредди», разгадывая с пятилеткой головоломки и «помогая» героям. А потом сын сам с помощью «Искателя» научился составлять слоги и слова из букв. А теперь ее 18-летний парень играет в стратегии в Сети с ребятами со всего мира, заодно и английский практикует. Ну ведь и вправду в Интернете есть много полезного и развивающего контента!

- Ключевое слово здесь - «вместе», - анализирует ситуацию семейный психолог Полина Верейкина. - Когда вы вместе играете или изучаете что-то - это история про семью. А когда люди пытаются заменить семью говорящим экраном - это про другое. И родителям не мешало бы самим оценить или хотя бы поинтересоваться тем, что делает и смотрит ребенок в Интернете.

- Бесконтрольное поглощение информации из Интернета очень быстро может перерасти в психологическую зависимость. И она по своим проявлениям не менее опасна, чем алкогольная или химическая: здесь та же химия, разница лишь в том, что она вырабатывается самим организмом. Нарушается режим сна и питания, появляются нервозность, неумение сосредоточиться. Я часто встречаю это даже у дошкольников и младших школьников, - добавляет Татьяна Гринчук, специалист по психологической помощи при состояниях зависимости.

Не вышли из-под контроля

Когда мы задали вопрос о целесообразности гаджетов для детей в одной из популярных в регионе родительских групп, тема вызвала очень горячий отклик. Оказалось, что для многих родителей это больной вопрос. Почти каждый хоть раз задавался вопросом: а не лучше ли было детям без цифровых технологий, когда они гуляли на улице, читали книги, а мультфильмы смотрели не нон-стоп, а изредка, по расписанию?..

Некоторые родители стараются так или иначе ограничивать использование гаджетов.

Марина Кузнецова, мама троих детей, рассказала, что у всех членов их семьи до сих пор кнопочные телефоны. Для работы дома стоят компьютеры: по одному на каждого из супругов и резервный - если старшей дочери понадобится для домашнего задания. Это именно средство для работы и учебы, а не игр и просмотров какого-то контента. В социальные сети ребенку разрешено заходить только после того, как сделаны уроки и домашние дела. 

- Мне часто говорят, что это современные дети и без гаджетов никак, им нужно учиться всем этим пользоваться, - говорит Марина. - Но вспомните, в каком возрасте этим начали пользоваться мы. И научились же всему! Ограниченным в этой сфере никто себя не чувствует. Поэтому, думаю, не стоит испытывать на неокрепшей психике все новинки виртуального мира, тем более что через год, два, три они могут стать уже совсем неактуальными. Научите ребенка пользоваться телефоном, искать информацию в Интернете. Разрешите в ограниченном количестве компьютерную игру или социальную сеть. Этого будет достаточно.

При этом вологжанка признает, что ей приходилось сталкиваться со скандалами и истериками со стороны детей. С учетом занятости и нехватки времени и энергии проще действительно уступить. Родители устают, а дети требуют много сил, и компьютер со смартфоном - вроде почти бесплатная няня. Как итог - детям становится важнее виртуальная, а не реальная жизнь, считает Марина Кузнецова. 

- Здесь важно выдержать свою линию поведения, - считает многодетная мама. - Дети рано или поздно понимают, что не может быть по-другому. Но эта работа должна быть не с места в карьер. Если ребенку не запрещали гаджеты и вдруг резко ограничат, а у него вся жизнь там, то это будет травма. У нас ограничения были с самого начала. На своем примере детям очень просто объяснять: вот представь, что тебе захотелось со мной поговорить, а я сижу в телефоне, и ты говоришь мне что-то раз, два, три, а я не слышу. Тебе же станет обидно, разозлит. И, конечно, сложно ограничивать детей, когда родители не могут ограничить себя. 

Вологжанка Инна Литвиненко поделилась, что задумалась об ограничениях после того, как увидела, что дочка может сидеть полдня, уставившись в мультики. Поначалу, когда выключали «игрушку», ребенок скандалил и рыдал. Тогда родители шли на обман и говорили, что отключили Интернет или села батарейка в планшете. 

- Сейчас решили, что вообще ограничим просмотр всех мультиков до двух раз в неделю: сама пробовала посмотреть современные мультфильмы и пришла к выводу, что они ничего полезного не несут для развития ребенка и формирования гуманных качеств в маленьком человеке! - говорит Инна. - Моя дочка еще ходит в детский сад, но я не хочу, чтобы, пойдя в школу, она сидела дома и обучалась в гаджетах онлайн взаперти весь день, так как это асоциальный образ жизни с малых лет. Самое лучшее воспитание и обучение - это крепкая взаимосвязь и взаимодействие между ребенком и взрослым!

- Замечаю, что, если дети долго сидят в гаджетах, внимание становится рассеянным, память - хуже, повышается возбудимость. Глаза краснеют и чешутся, сын сам это отмечал. Поэтому ограничения по времени (не больше одного часа) не вызывают особенных возражений. Кроме того, я за то, чтобы дети умели общаться не только в виртуальной, но и в реальной жизни. И у них отлично получается весело проводить время с друзьями, - рассказывает Наталья Елисеева, мама 11-летнего сына и 7-летней дочки.

Мамы против!

У вологжанки Елены Соловьевой - двое детей: сыну шесть лет, дочери три года. 

И она категорически против использования детьми любых гаджетов и бездумного просмотра мультфильмов.

- Я считаю, что дети способны сами найти себе занятие. Ограничиваю тем, что у них просто нет телефонов, планшетов, свой телефон не даю. Мультфильмы - по расписанию, чаще всего мы собираемся всей семьей. У нас есть проектор для просмотра на большом экране, чтобы получалось уютнее.

Елена считает, что до школы гаджеты детям вовсе не нужны. Она планирует купить сыну смартфон не раньше чем ко второму классу и с обязательным ограничением использования, чтобы у ребенка не испортились зрение и осанка.

Дарья Капустина, мама двух мальчишек девяти и четырех лет, рассказала, что к воспитанию без гаджетов пришла не сразу. Старший сын в четыре года смотрел на планшете мультики. Потом у него начались проблемы со зрением, и женщина сначала ограничила, а потом совсем убрала планшет. На данный момент ее дети - без планшетов и смартфонов, с кнопочными телефонами, которые нужны строго для связи. Правда, из-за того, что старший сын не умеет пользоваться компьютером, маме пришлось приложить много усилий, занимаясь с ним весной на дистанционке.

- Я не скажу, что мой ребенок хуже развивается из-за отсутствия гаджетов. Наоборот, у него больше развиты воображение, речь, есть интерес к учебе. У некоторых зависимых детей, увы, такого нет, - делится Дарья своими наблюдениями.

Цифровой аутизм

Врач-психотерапевт Андрей Курпатов, в своей книге называет зависимость от гаджетов настоящим «цифровым аутизмом». Если вместо родителей или нянь с ребенком «занимается» бэбиситтер-телефон или планшет, то у него не формируются те нейронные связи, которые способны сделать из него здорового в психическом отношении человека.

- Самое главное - это утрата социальных навыков, так называемый цифровой аутизм. Это неспособность критически мыслить. Это информационная псевдодебильность. Если ребенок с раннего возраста постоянно живет в этой среде, то это цифровое слабоумие. Цифровая зависимость, имеет точно такие же неврологические и биохимические корреляты, как и зависимость от наркотиков, - рассказал Курпатов в своем интервью.

Всем цифровым романтикам я предлагаю вбить в Яндексе или в Гугле «обезьяна смотрит Инстаграм» и посмотреть. То, что ваш ребенок способен пользоваться телефоном, ничем не отличает его от обычного примата. Пользоваться им могут и наши ближайшие эволюционные родственники. В этом нет никакой хитрости, он специально так сделан.

Андрей Курпатов,
врач-психотерапевт

Эффективная профилактика цифрового слабоумия, по его мнению, - это традиционный способ обучения с живым общением «взрослый - ребенок», принуждение детей к выполнению домашних заданий и даже банальная уборка своей комнаты.

И взрослым, и детям полезен периодический «цифровой детокс»: полный отказ от гаджетов на какое-то время и регулярная «цифровая диета» - сокращение времени пользования гаджетами и при этом осознанность. Для этого доктор Курпатов рекомендует каждый раз задавать себе вопрос: «Зачем я сейчас беру телефон?» 
- и делать в нем ровно то, для чего ты его берешь, но не более.

Сходи погугли?

Гаджеты давно и прочно вошли в современную систему обучения. С одной стороны, это и быстрый доступ к любой информации, и всевозможные развивающие программы и курсы. С другой - механизация знаний, отмирание функции памяти и утрата навыков социального общения.

В этом смысле мама двух мальчиков 10 и 14 лет Дарья Калугина с содроганием вспоминает времена локдауна в регионе.

- При словах «дистанционное образование» у меня до сих пор дергается глаз, - признается она. - Я не педагог, чтобы могла объяснить им весь материал четвертого и восьмого классов, не всегда есть средства на репетиторов, поэтому мы вынуждены пользоваться гаджетами. С одной стороны, это очень удобно: не надо никуда ехать, а с другой - это дополнительная нагрузка на глаза, позвоночник и нервную систему родителей. Пробовали совсем отключать Интернет, забирать все телефоны-планшеты, но и учеба сразу «встает», в итоге к компромиссу так и не пришли. Залезли, например, посмотреть задание, отвлеклись и тут же забыли про учебу. Надо все время контролировать детей, а не всегда же есть возможность быть рядом, - сетует вологжанка.

Она отмечает, что попытки контроля приводят к тому, что старший сын начинает обманывать, что-то недоговаривать, боясь наказания. А младший хоть и слушается, но может поплакать, а потом долго ходить с несчастным лицом.

Разумеется, речь идет не о крайностях: мол, гаджеты - это плохо, а отказ от них - хорошо. Между отказом от гаджетов и полной бесконтрольностью их использования важно найти золотую середину, не забывая об элементарной цифровой безопасности детей в Интернете, советует семейный психолог Ольга Осипова. Откровенный разговор с детьми об опасностях соцсетей, о том, что в Интернете бывают неадекватные люди и нужно знать, что делать в этом случае, электронные программы родительского контроля, проверка запросов подростка в Интернете - разумный выбор для эмоционально зрелых родителей. И лучшее «лекарство» от виртуальной зависимости - интересная и насыщенная реальная жизнь с родителями и друзьями, совместными делами и приключениями, увлечениями и творчеством.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: