Кушать продано

statics/images/arcticles/032025/19032025x2566bdf2.jpg
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/032025/19032025x64751b2a.jpg
По данным областных властей, существенного роста цен на хлеб не ожидается.
Фото из архива газеты

Молоко в Вологодской области дорожает медленнее, чем в среднем по стране, а хлеб - быстрее

По данным Вологдастата, за минувший год индекс потребительских цен на продовольственные товары превысил 110%. Но это, что называется, всего лишь средняя температура по больнице. Одни продукты дорожают сильнее, другие - медленнее или даже, как, например, куриные мясо и яйца, остаются фактически на прежнем уровне. Производители признаются, что отчасти сдерживать цены помогает господдержка, иначе они росли бы еще быстрее. 

«Вам же пенсии подняли»

Казалось бы, новогодние праздники, а вместе с ними и ажиотажный спрос на продукты, позади. 

А цены продолжают расти. Еще примерно месяц назад пакет молока 2,5% жирности в известной региональной торговой сети продавался за 59 рублей, а сейчас уже приблизился к 65 рублям. И так практически со всеми продовольственными товарами. Пять, десять, двадцать, тридцать рублей плюсом к прежней цене вроде бы не так много. Но в итоге набегает на вполне приличную сумму. Особенно если закупаешь продукты на семью.

- Приходишь в деревенский магазин и видишь, что хлеб там пусть на немного, но подорожал. Спрашиваешь у продавца: «Почему?» «Но вам же пенсии подняли», - отвечает она. Но об этом пока только объявили, новые выплаты я еще не получал. А вот продукты приходится покупать уже по более высоким ценам, - рассказывает пенсионер Валентин Юрьевич.

Кстати

Повышение стоимости продуктов сразу же отразилось на смежной отрасли - общественном питании.

- Сыр в среднем за год подорожал на 20%. А его доля в себестоимости пиццы составляет от 20 до 30%. Плюс к этому примерно на треть подорожали соусы, помидоры - на 14%, шампиньоны - на 35%, мука в среднем выросла в цене на 20%, ветчина и колбаса прибавили от 5 до 15%, - приводит данные руководитель службы закупа компании «ПиццаФабрика» Мария Харламова.

Согласно официальным данным статистики, за год обед в ресторане на одного человека подорожал на 15%. И, что называется, на собственном опыте можно только констатировать, что цены в точках общественного питания продолжают идти вверх.

В числе лидеров по росту цен значатся молочная продукция (13%), творог (10%), сыр (20%), сливочное масло (21,5%).

Хотя с официальными данными статистики вполне можно поспорить. Какие 20 с небольшим процентов, если год назад по акции пачку масла можно было купить условно за 80 - 100 рублей, а сегодня в том же самом магазине она продается уже за 150-70 - 200 рублей и выше? И вес этой пачки уже не 180, а зачастую 160 граммов. При этом в минувшем году Вологодчина обновила собственный же рекорд по выпуску молока, который составил 519,5 тысячи тонн (+8,1% к уровню 2023 года), сливочного масла - 10,4 тысячи тонн (+7,6%), творога - 13,7 тысячи тонн (+19%), сыров - 3,1 тысячи тонн (+9,4%). Эти факторы, судя по всему, позволяют отчасти сдерживать рост цен в регионе. По данным департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, молочная продукция на Вологодчине подорожала на 10%, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) - на 13%, а в целом по стране - почти на 14%. Сливочное масло в Вологодской области за год подскочило в цене на 18,7%, в СЗФО - на 33,8%, в России - на 33,3%.

- Закупочные цены на молоко вернулись к тому уровню, который был несколько лет назад. Я знаю хозяйства, которые в 2023 году были вынуждены продавать его даже по 10 рублей за килограмм. Сегодня мы реализуем молоко за 35 рублей. А в торговых сетях одно и то же молоко может стоить от 65 до 100 рублей за упаковку. И я уверен, что производители предлагают свою продукцию рознице примерно по одной и той же цене. Поэтому денег от высоких цен на полках аграрии не получают. Вся прибыль оседает в других звеньях этой цепочки, - считает председатель СХПК «Ильюшинский», депутат Законодательного Собрания области Андрей Клеков. - Более того, мы продаем сегодня говядину за 200 рублей за килограмм, что значительно ниже себестоимости. За последнее время серьезно подскочило в цене топливо. Фуражное зерно подорожало фактически в два раза. А ведь это корм для тех же птицефабрик и свинокомплексов. К тому же, переработчики и торговля вынуждены брать краткосрочные кредиты, которые при нынешней ключевой ставке Центробанка достаточно дорогие. Поэтому все издержки они закладывают в стоимость конечной продукции, за которую и платят потребители.

Как отмечают в региональном департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, в нынешнем году тенденция к росту стоимости сырья сохраняется. Причины - подорожание кормовой базы, энергоресурсов, общая инфляция и продолжающееся увеличение уровня зарплат в отрасли.

Доллар и капуста

Помимо молочной продукции, за последний год на Вологодчине серьезно подскочили в цене овощи: картофель (на 30%), огурцы (10%), свекла (37%), лук (46%). Эксперты отмечают, что это общероссийская тенденция.

- Овощная продукция, в частности картофель, подорожала по двум основным причинам. Во-первых, заметное снижение производства год к году. В целом собран средний урожай, но он заметно ниже того, который был в 2023-м. Тогда было больше восьми миллионов тонн, в 2024 году было примерно на один миллион тонн меньше. Внутреннее потребление составляет примерно восемь миллионов тонн. Соответственно, вырос импорт, причем годом ранее импорта, по большому счету, вообще не было. Во-вторых, на его появление наложилась и девальвация рубля в течение 2024 года. Соответственно, такой стремительный рост мы и получили. В свою очередь, снижение производства было связано с некоторым сокращением посевных площадей и неблагоприятными погодными условиями. 2024 год вообще для российского растениеводства был очень сложным, - констатирует директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.

Рост цен овощной продукции вызван ощутимым увеличением себестоимости ее производства, а также снижением урожайности, подтверждают в областном департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов.

- Рост цен на столовую свеклу связан с сокращением ее запасов. Практически весь объем репчатого лука завозится на территорию области из южных регионов. Рост цен на лук связан со снижением урожайности в 2024 году по причине неблагоприятных погодных условий, - отметили в ведомстве.

Виновата торговля?

По данным сельхоздепартамента, темпы подорожания хлеба и хлебобулочных изделий в Вологодской области сегодня выше, чем в среднем по России: 11,9% и 12,6% по сравнению с декабрем 2023 года соответственно. При этом потребление «продукта № 1» на Вологодчине составляет 110 килограммов на человека в год, что ниже среднероссийского показателя (112 килограммов на человека). Как поясняет исполнительный директор Ассоциации «Вологдахлебпром» Сергей Николаев, это связано в том числе и с демографическим фактором. Но ключевую роль в подорожании хлеба играет мука, которую вологодские хлебопеки вынуждены фактически полностью завозить из других регионов.

- Хлебопекарные предприятия области сдерживают цену на свою продукцию, но ориентируются на ситуацию на сырьевом рынке - мука формирует себестоимость продукции, - отмечают в департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов.

Еще один ключевой фактор в повышении стоимости продуктов, по мнению Сергея Николаева, заключается в политике федеральных торговых сетей, которые устанавливают наценки на тот же хлеб на уровне 50 - 100%.

- Несмотря на санкции и СВО, федеральные торговые сети продолжают 17 миллионов тонн непроданных продуктов ежегодно отправлять на помойку. А эти затраты закладываются в цены продуктов на полке, - уверен Сергей Николаев.

В тему

До конца 2025 года кофе в магазинах может подорожать, по оценке различных экспертов, от 20 до 40%, чай - на 15 - 20%. Причины - вызванный непогодой неурожай в основных странах-производителях кофе (Бразилии, Колумбии, Вьетнаме и Эфиопии) и дополнительные затраты на логистику и топливо, а также издержки, вызванные санкциями и сложностями с международными платежами.

Вероятно, продолжат свой рост и цены на шоколад, которые уже увеличились на 25 - 30%, а некоторые сладости и на все 50%. В Вологодской области шоколад подорожал на 38%. Прежде всего это вызвано неурожаем какао из-за катастрофической засухи в Западной Африке. Плюс все те же инфляция, рост издержек и так далее. В этих условиях производители ищут способы оптимизировать расходы, а также уменьшают вес упаковки. Вместо привычной стограммовой плитки в продаже все чаще появляются шоколадки по 90 граммов.

По данным РИА «Новости», за 2021 год сумма выкинутых из магазинов на свалку продуктов составила колоссальную сумму - 1,5 триллиона рублей. Понятно, что с учетом нынешних цен она значительно больше. Из этого объема 45% приходилось на фрукты и овощи, 30% - на мясо, рыбу, птицу и 25% - на товары с коротким сроком годности - торты, молочку, мясные деликатесы, бакалею.

На днях в федеральных СМИ появилась информация о том, что в марте цены на хлебобулочные изделия снова могут подскочить на 10 - 12%. Среди причин повышения цен производители привели рост затрат на складскую и транспортную логистику, увеличение налоговой нагрузки и подорожание сырья. Местные хлебопеки перспективы подорожания пока не комментируют.

- Существенного роста цен на хлебобулочную продукцию не прогнозируется, - отметили в департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов.

Отчасти сдержать рост стоимости продуктов помогает господдержка сельхозпроизводителей и предприятий переработки, которая направлена на увеличение объемов производства за счет реконструкции действующих или строительства новых мощностей, возмещение части затрат по приобретению современного оборудования и так далее.

- Если бы власти ничего не делали, была бы просто тяжелейшая ситуация. Ведь сейчас ставки для аграриев ниже, чем для другого бизнеса. Это важная поддержка для производителей. То, что регулируется рынок с точки зрения импорта и экспорта, тоже влияет на сдерживание дефицита. А еще власти следят, чтобы никто не пытался искусственно задирать цены, - считает президент Агропродовольственного фонда «Свое» Андрей Даниленко.


Комментарии

Виталий Васильцов, профессор кафедры экономики и управления ЧГУ, доктор экономических наук:

- В числе ключевых ценообразующих факторов на рынке продовольственных товаров можно выделить достаточно высокий уровень инфляции. Это также обусловило высокую стоимость кредитов, что вынуждает производителей компенсировать данные затраты за счет роста отпускных цен, также рост издержек производства, связанных с увеличением заработной платы, стоимости перевозок, удорожанием кормовой и сырьевой базы и так далее. Помимо этого, свою роль сыграл и сезонный фактор. 
К концу зимы на рынке доминирует импортная продукция. Для начала календарного года характерно заключение новых контрактов на импорт, учитывающих увеличение издержек, изменение логистики поставок, валютные колебания, геополитические риски и целый ряд других нюансов.

Сергей Николаев, исполнительный директор Ассоциации «Вологдахлебпром»:

- Основные причины подорожания хлеба - продолжающийся рост цен на муку, передачу электроэнергии, рост затрат на железнодорожные и автоперевозки, повышение заработной платы сотрудников. Все это при высоком отраслевом нормативе налогообложения для предприятий хлебопечения, который в четыре раза выше, чем для предприятий металлургии. Предприятия отрасли спасает только своя торговля, которая позволяет платить зарплату и налоги. Что может спасти ситуацию в региональном хлебопечении? Поддержка собственной торговли вологодских производителей, работающих в системе добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт», и расширение объема реализации продукции через поставки в учреждения бюджетной сферы продуктов вологодских производителей.

Оксана Горячева, финансовый директор управляющей компании «ПиццаФабрика»:

- Общепит сталкивается с растущей финансовой нагрузкой в связи с внедрением обязательных госсистем, таких как ЕГАИС, «Меркурий» и «Честный знак». Производители и поставщики перекладывают свои затраты на конечных потребителей, включая общепит. Еще одним фактором является ежегодное увеличение акцизных ставок, что напрямую влияет на стоимость товаров. Акцизы на топливо также растут, что приводит к увеличению затрат на логистику. Плюс к этому появление и рост популярности служб доставки от ретейлеров, что снизило частоту посещения ресторанов. Летом традиционно возрастает стоимость услуг ЖКХ. Вода, освещение, приготовление пищи, работа кухонного оборудования, холодильных установок - все это требует значительных финансовых затрат. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: