Плату за вывоз мусора могут пересмотреть, но не раньше осени

statics/images/arcticles/042019/10042019xebfb0823.jpg
Убирать несанкциони­рованные свалки и наладить сортировку мусора все равно придется, поэтому мусорная реформа должна быть реализована.
Фото Игоря Аксеновского
Обязать региональных операторов не позднее 1 июля обеспечить онлайн-наблюдение на объектах сортировки и захоронения отходов, ввести для жителей индивидуальных домов дифференцированные тарифы на вывоз мусора и исключить из числа перевозчиков так называемые предприятия-«прокладки» - эти и другие требования прозвучали во время общественных слушаний по мусорной реформе.

Куда уходят деньги?

Местом для двухчасовой дискуссии стала Областная общественная палата, а выступить или обозначить проблему мог любой вологжанин. 
- Мусорная реформа действительно необходима: вывозить мусор, наладить его сортировку и убирать несанкционированные свалки все равно придется. Но необходимо упорядочить этот процесс, сделать его более справедливым и понятным для населения, - задала тон разговору председатель Общественной палаты Ольга Данилова.

 

К вопросу пересмотра тарифов можно будет вернуться не раньше октября-ноября, когда станут окончательно известны фактически понесенные затраты регоператоров и перевозчиков. 
А пока операторам необходимо отшлифовать саму систему начисления платежей за вывоз ТКО, уйти от все еще наблюдающегося «дублирования» платежек и научиться более оперативно проводить перерасчеты для населения.

Заместитель губернатора Антон Стрижов в свою очередь еще раз напомнил, что область не могла в одностороннем порядке отложить начало мусорной реформы, так как ее проведение - это требование федерального законодательства, а право прямой отсрочки получили только три региона - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Обозначил Антон Стрижов и свою личную позицию - платить за мусор человек должен по основному месту жительства и только один раз.
Вообще, тема платы за вывоз мусора, как и ожидалось, оказалась самой обсуждаемой. По мнению большинства присутствующих в зале, 113 рублей с человека в сельской местности и 140 рублей в городах - слишком дорого. 
В то же время откровением для многих оказались представленные данные о том, что 50% в общем тарифе занимают транспортные расходы на перевозку мусора, еще 35% - расходы на утилизацию ТКО на полигонах, и только 15% за вычетом всех налогов идут на деятельность самих регоператоров. Да и то эти деньги надо еще получить: по итогам трех первых месяцев собираемость «мусорных платежей» в целом по области составляет менее 50%. Но представители регионального правительства еще раз подтвердили - предоставленные некоторым категориям граждан льготы по оплате вывоза мусора будут сохранены.
Вместе с тем взять и уже завтра ощутимо снизить плату или вовсе вернуть все к состоянию декабря 2018 года уже не получится. Это потребует длительных конкурсных процедур по выбору старых-новых мусороперевозчиков и какого-то времени на «втягивание» их в работу. За эти недели, а скорее всего месяцы «мусорного безвластия» улицы городов и поселков заполонят стихийные свалки. Такое решение может быть принято не раньше осени.
Окончательно нерешенной остается пока и другая проблема - несмотря на сделанные еще в феврале регоператорами заявления, что им удалось договориться с некоторыми коммерческими организациями о зачислении платежей без комиссий, большинство банков продолжают дополнительно взимать с каждой мусорной платежки по 30-40 рублей.
- Представители областного департамента финансов уже неоднократно встречались с руководителями банков по этому вопросу, мы пытаемся избавить население от дополнительных платежей, - заверил собравшихся Антон Стрижов. 
Но добиваться этого придется путем переговоров, да и многое тут будет зависеть от доброй воли самих банкиров. Повлиять на них в приказном порядке региональные власти не могут.

Операторов возьмут под контроль

Между тем появился у мусорно-платежной проблемы и еще один аспект, ставший настоящей головной болью для бюджетных организаций.
- Мы столкнулись с прогрессирующим ростом платы за вывоз мусора для школ и детских садов, хотя их объемы ТКО остаются на прежнем уровне, - рассказала председатель профсоюза работников образования Череповца Наталья Кукушкина. - В декабре обычная городская школа платила за вывоз мусора не больше 2-2,5 тысячи рублей, в январе в платежках уже значилась сумма в восемь тысяч, в феврале - 12 тысяч. Так же по 2-2,5 тысячи платил в конце прошлого года и детский сад, но в январе - 12 900, а в феврале ему начислили уже 15 700 рублей! И это при том, что годовой мусорный лимит для данного дошкольного учреждения составляет всего 59 000 рублей. Понятно, что заложенных в смету денег хватит лишь на полтора квартала…
Помочь разобраться с этой и многими аналогичными проблемами призвана уже созданная в Череповце межведомственная комиссия по мусору. Кстати, одним из пунктов принятой по итогам общественных слушаний резолюции как раз и стала рекомендация всем другим муниципалитетам «создать группы контроля за работой региональных операторов, используя опыт Череповца».
Именно в расширении общественного контроля многие присутствующие видели основную возможность действительно как-то повлиять на региональных мусорных операторов. В начале апреля действующий в западной части области оператор «Чистый след» впервые показал журналистам и общественникам свой «мусоросортировочный завод», организованный на базе одного из производственных ангаров.
Сейчас же общественники настаивают на том, чтобы обязать регоператоров обеспечить прямую телекартинку с полигонов ТБО. Есть подозрения, что подлежащий сортировке мусор на самом деле утилизируется общей массой.

В тему

Обязанности управляющих компаний и регионального оператора по вывозу мусора разграничили в Вологде. Соответствующие изменения в Правила благоустройства внесли депутаты Вологодской гордумы. Вывозом мусора занимается региональный оператор. А вот за чистотой контейнерных площадок в соответствии с поправками должны следить управляющие компании: очищать их от снега и льда, убирать отходы, оставленные за пределами баков. Исключение - крупногабаритный мусор. Его убирает, грузит и вывозит региональный оператор по восточной зоне области - компания «Аквалайн». Отдельно прописан пункт о графике вывоза мусора. Если он нарушен более чем на три часа, то именно регоператор должен убрать отходы, которые из-за опоздания не поместились в контейнер. 

- Я говорил на эту тему с губернатором, он двумя руками за установку онлайн-камер не только на полигонах ТБО, но и на многочисленных ныне объектах капитального строительства в области. Все должно быть гласно и открыто для населения, - подчеркнул Антон Стрижов. 

Сгладить углы

Разумным и заслуживающим осмысления назвал заместитель губернатора и прозвучавшее из зала предложение зачислять уже заложенную в мусорную плату инвестиционную надбавку на модернизацию полигонов ТБО на специальные счета, минуя регоператоров. Это станет дополнительной гарантией того, что деньги не будут потрачены на сторонние цели. 
Региональным операторам также рекомендовано разработать логистическую схему движения транспорта по сбору отходов, наладить видео- и Глонасс-контроль за движением транспорта, а также усовершенствовать саму систему отбора перевозчиков и изначально не допускать к конкурсам те самые посреднические предприятия - «прокладки», не имеющие своего транспорта.
Нет пока окончательной ясности и в вопросе о том, кто же именно должен устанавливать в городах и поселках недостающие контейнеры для мусора. Есть в нашей области и целые районы, где сбор мусора полностью является «машинным».
В официальных письмах Минприроды указывает, что правом на установку контейнеров обладают органы местного самоуправления, региональные операторы и собственники жилья (жители частного сектора или ТСЖ). А вот про обязанность их это делать нет ни слова. 
- Вопреки первоначальным договоренностям некоторые организации, с которыми не были перезаключены договоры на сбор и вывоз мусора, 31 декабря увезли принадлежащие им контейнеры. На свои средства мы приобрели 1 000 контейнеров, но наши финансовые резервы исчерпаны, - пояснил руководитель регоператора «Аквалайн» Алексей Копейкин.
Прозвучавшее из зала требование - обязать именно операторов устанавливать контейнеры - первоначально было встречено аплодисментами, но они тут же стихли после разъяснения специалистов о том, чем чревата подобная монополия. Если с кем-то из операторов будет расторгнут контракт, все принадлежащие им контейнеры, скорее всего, тут же исчезнут с вологодских улиц и приобретать их придется по новой. 
- Мы практически закончили сбор заявок от муниципалитетов, знаем их потребности и постараемся помочь, - прокомментировал Антон Стрижов. - Но это не значит, что новые контейнеры будут приобретаться исключительно за счет областного бюджета. И районы, и поселения должны также изыскать для этого возможности.
Всего по итогам слушаний было сформировано около двух десятков предложений. 
Мусорная реформа

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: