Путешествие на «полюс недоступности»

Полюсом автомобильной недоступности называют свой поселок жители великоустюгской Ломоватки. Весной, летом и осенью добраться сюда что из Вологды, что из Устюга можно только поездом. Но в обоих случаях добираться придется в объезд, по территории соседней Архангельской области. 
Затерянный среди лесов
Своим рождением лесной поселок обязан местному леспромхозу, слава о котором когда-то гремела по всему Советскому Союзу. В лучшие для нее годы, на рубеже 70-х и 80-х годов, в Ломоватке проживали 3000 человек. Сейчас осталось 1200. При этом поселок практически в полном объеме сохранил социальную сферу: здесь есть свой клуб и библиотека, сельская участковая больница и детский сад, аптека и целых 12 торговых точек. Не хватает только одного - дороги.
Проходящая сейчас через поселок единственная бетонка из плит (она принадлежит все тому же леспромхозу, трансформировавшемуся в постперестроечные времена в ООО «Ломоватка-Лес») считается обособленной и теряется где-то на дальних делянках. Теоретически через лесовозные проселки по ней можно добраться до вдольтрассовых проездов газовиков, по которым (опять-таки вкруговую) можно попасть в Устюг. Но проезды эти считаются режимными зонами и перегорожены шлагбаумами. Для проезда требуются особые пропуска, получить которые, мягко говоря, совсем не просто.
В зимние месяцы усилиями местной администрации удается оборудовать зимник до архангельской станции Удима, откуда есть выход на Приводино и трассу до райцентра. Но в позапрошлую зиму эта дорога действовала три месяца, в прошлую, теплую, - и вовсе только два. Все остальное время поселок фактически отрезан от многих благ цивилизации, которые давала бы ему «всепогодная» дорога. 
Неудивительно, что продукты в местные магазины, как правило, привозят поездами. Таблетки для местной аптеки транспортируют в сумках, а каждый выезд в райцентр становится для жителей незабываемым и очень хлопотным событием. 
- Если, к примеру, нужно попасть в Великий Устюг в больницу или за какой-то справкой, приходится вставать в пять часов утра, - поведала нам местная жительница Галина Корепина. - В шесть - на пригородный поезд. Он идет до Ядрихи где-то полтора часа. Там пересадка на автобус, который приходится ждать около часа. Ну и там еще надо ехать и ехать. В лучшем случае тратим на дорогу в один конец около пяти часов. Не успеешь приехать, как надо в обратный путь собираться или оставаться в райцентре на ночлег.
Рожениц и больных везут на товарных поездах
Впрочем, все это мелочи по сравнению с тем, что в Ломоватку нет проезда транспорту оперативных служб. Увидеть здесь машину «скорой помощи» так же нереально, как снегопад на экваторе.
- Если у нас тяжелый больной или у роженицы раньше времени начинаются схватки, бывает, приходится товарные поезда останавливать, договариваться с машинистом и везти людей в больницу в Котлас. Благо там наших жителей в экстренных случаях пока принимают, - говорит глава Ломоватского поселения Галина Жигалова. 
Интересно, что самые сообразительные ломоватцы додумались арендовать гаражи и оставлять свои машины в архангельской Удиме. Добираются туда на поезде и уже потом пересаживаются на авто, чтобы без особых проблем ехать в Устюг. Но прознавшие про такой транспортный симбиоз архангелогородцы тут же подняли арендную плату за гаражи. Кстати, несколько лет назад в правительстве области разрабатывался проект строительства межрегиональной трассы Ломоватка - поселок Удимский, 11 километров которой проходили бы по вологодским землям и еще 7 - по архангельским. Возводить трассу предполагалось на условиях софинансирования исходя из вышеозначенной километровой пропорции. Но, немного подумав, архангельские власти от этого отказались - мол, дорога в Ломоватку будет тупиковая, нашим жителям она не нужна…
Впрочем, «тупиковость» в Ломоватке условная. Была там когда-то и другая дорога с выходом на паромную переправу в районе далекой Полдарсы. Но даже в прежние годы «полукруговой» маршрут в Устюг занимал четыре часа, теперь же на обычной машине там и вовсе не проедешь, часть бетонных плит на дороге… разобрал лес­промхоз.
- Эти плиты - наша собственность, - без тени смущения в голосе поведал технический директор ООО «Ломоватка-Лес» Александр Шиловский. - Все они часть временной технической дороги. Чтобы обеспечить круглогодичную деятельность леспромхоза, мы вынуждены постоянно снимать некоторые плиты со второстепенных участков и строить подъездные пути к новым делянкам. Могу лишь пообещать, что такую же техническую дорогу из плит от Ломоватки в поселок Пихтово, где осталось около 30 постоянных жителей, мы не станем разбирать ни при каких обстоятельствах.
Не склонна обвинять во всех дорожных бедах представителей леспромхоза и глава поселения Галина Жигалова:
- Да, некоторые жители иногда жалуются, что леспромхоз оставил их без дороги. Я понимаю такие настроения, но за частным малым нужно уметь видеть и большое. Лес­промхоз для Ломоватки - главное и единственное градообразующее предприятие. Не будет лес­промхоза - наверняка не будет и поселка. Кто помогает нам строить зимник до Удимы? Леспромхоз. Кто выделяет пожарную технику, помогает в благоустройстве и ремонте социальных объектов? Опять же он. Да и старая, слишком дальняя дорога до Полдарсы всех наших транспортных проблем уже не решит. Нужна прямая трасса, внутрирайонная, через Лодейку. В этом случае время в пути до Устюга сократится до полутора-двух часов. Недавно приезжавший в Велико-устюгский район врио губернатора Олег Кувшинников пообещал, что в обозримом будущем транспортная проблема для нашего поселка будет снята. Хорошо бы! Новая дорога действительно станет для нас настоящей трассой жизни.
И это не просто красивые слова. С тем, что «всепогодная» дорога спасет поселок от вымирания, согласны большинство жителей Ломоватки, с которыми нам удалось поговорить. Они утверждают, что местная молодежь вроде бы и рада остаться здесь насовсем, но такая вот транспортная недоступность толкает многих на переезд в города. В сентябре прошлого года в Ломоватке открыли новую школу. Двухэтажную, кирпичную, красивую. Но только за время строительства число учеников в ней сократилось со 140 до 90. Еще пять-семь лет без дороги, и школьников в Ломоватке может вообще не остаться. 
Вместо эпилога
Вернувшись из Ломоватки, мы обратились за официальной информацией в департамент дорожного хозяйства и транспорта области. И вот какой ответ получили: 
«Постановлением Правительства области «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года» … запланировано проектирование и строительство подъезда к поселку Ломоватка. 
Общая протяженность объекта - порядка 17 километров. Ориентировочная стоимость составляет 170 миллионов рублей. Строительство дороги в переходном типе покрытия планируется к концу 2017 года. В настоящее время идет подготовка к разработке проектно-сметной документации».

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: