«Решил я поехать к Вам, жить в исконной России»

statics/images/arcticles/052024/22052024x9759db78.jpg
Астафьев и Лев Дуров. Вологда, 1984 год.
Фото из семейного архива
statics/images/arcticles/052024/22052024xbc57f0e3.jpg
Кадр из фильма «Где-то гремит война», режиссер Артур Войтецкий, 1986 год.
Фото с сайта filmiki.arjlover.net
statics/images/arcticles/052024/22052024xe0713f94.jpg
Кадр из фильма «Таежная повесть», 1979 год.
Фото с сайта poisk-po-photo.ru
statics/images/arcticles/052024/22052024x96c4e06b.jpg
Спектакль «Веселый солдат» МГТ.
Фото с сайта flectone.ru

В 2024 году исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Виктора Астафьева. В отечественной литературе это фигура особая. В его произведениях нашло отражение множество сложных современных ему тем. Все, что он видел в жизни, что пережил, вылилось в богатое творческое наследие. Астафьев прожил в нашей области 11 лет и заметно повлиял на нашу культуру, а Вологодчина - на его творчество. 

Без компромиссов

Виктора Астафьева по праву можно считать ярчайшей фигурой в русской литературе ХХ века. Многие читатели полюбили и его тонкую лирику, и его бескомпромиссный, даже резкий, но очень искренний стиль, особенно в произведениях о войне. Все это тесно переплетено со сложной, а порой и трагичной судьбой писателя. 

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край). Через несколько лет после этого его отец был осужден за вредительство, его отправили на строительство Беломорканала. В 1931 году, когда Астафьеву было только семь лет, при переправе через Енисей погибла его мать. Мальчик остался жить с бабушкой. Эта часть его жизни нашла отражение в сборнике «Последний поклон». 

В 1942 году, когда война была «везде и всюду», Астафьев отправился добровольцем на фронт. Он побывал и разведчиком, и водителем, и связистом. Был не раз награжден, имел несколько ранений. В 1944 году после контузии попал в госпиталь. Победу встретил уже во вспомогательных частях в городе Ровно. Там он познакомился с медсестрой Марией Корякиной, на которой женился осенью 1945 года. С супругой переехал в ее родной город Чусовой в Пермской области. 

Из-за полученных на фронте ранений, а особенно из-за потери зрения правого глаза, его не приняли на железную дорогу, где он трудился до войны. В Чусовом он сменил много профессий. Работал даже вахтером в колбасном цехе. Все это его тяготило. Отдушину он нашел в литературном кружке при местной газете. Там он написал свой первый рассказ «Гражданский человек» и после этого начал работать журналистом. 

Когда говорят, что Астафьев стоит в одном ряду с классиками русской литературы, нужно держать в уме, что у него всего шесть классов образования и два года высших литературных курсов. Все остальное он добрал самообразованием. Виктор Астафьев трепетно относился к культуре: очень любил музыку, театр, поддерживал теп­лые отношения с музеями, библиотеками. Книги вообще имели для него особое, почти сакральное значение. В вопросах творчества Виктор Петрович был очень требователен как к себе, так и к другим. 

А в жизни, по воспоминаниям очевидцев, был душой компании. Например, писатель и журналист Анатолий Ехалов пишет, что Астафьев мастерски травил байки из жизни. Причем, рассказывая, он виртуозно матерился, невзирая на лица и присутствующих дам. Но без этого необидного матерка эти истории померкли бы. В шутку говорили, что Астафьев половину своего таланта разнес в разговорах. Глубокий ум, очень цепкий, внимательный на детали взгляд сразу проявляются практически в любом астафьевском тексте. Первый секретарь вологодского обкома Анатолий Дрыгин говорил про Астафьева, что тот хоть и с одним глазом, а на три мет­ра под землей видит.

Виктор Астафьев родился и умер в селе Овсянка Красноярского края, но между этими событиями он жил в том числе и в нашей области. Есть мнение, что его вологодский период - самый яркий, плодотворный.

Астафьев - наш! 

- Летом 1959 года Виктор Петрович вместе с Василием Ивановичем Беловым поступали в Литературный институт имени М. Горького. Астафьев попал в шестой набор на Высшие литературные курсы, а Белов - в семинар известного советского поэта Льва Ошанина (учился пять лет). С 1959 по 1961 они вместе учились в Москве и даже жили в одном общежитии на Бутырке. Белов с однокурсником Иваном Лысцовым (одним из лучших студентов курса) часто бегали на шестой этаж к фронтовику и уже сознательно вставшему на литературный путь Астафьеву. Именно в Литинституте Астафьев познакомился с вологодскими писателями. На одном курсе учился с фронтовиком и поэтом Сергеем Викуловым, в одно время с Александром Романовым и Николаем Рубцовым! Василия Белова он сразу выделил, так как тот занимался близкой Виктору Петровичу темой деревни. Тесное общение и совпадение творческих интересов тогда многое решили. 

В 1968 году именно Белов пригласил Виктора Петровича в Вологду прикрепиться к Вологодскому отделению Союза писателей и переехать из Пермского края с семьей жить в областную столицу, - рассказала нам ученый-филолог Эльвира Трикоз. 

В письме от 15 декабря 1968 года Астафьев объясняет: «…тошно мне тесно на этом индустриальном Урале, где Руси настоящей нет <…> Решил я поехать к Вам, попробовать жить в исконной России». 

В январе 1969 года Виктор Астафьев с семьей переезжает в Вологду. Девять из 11 вологодских лет они живут на Ленинградской, 26, - в бывшей квартире Анатолия Дрыгина. Сергей Баранов, заведующий кафедрой литературы ВоГУ, кандидат филологических наук, отмечает, что и дом, и квартира Астафьеву нравились - и устройство, и местоположение, и виды из окна. Из окон, выходящих во двор, была видна старинная Владимирская церковь, вид на которую очень радовал писателя. Однако городская жизнь плохо способствовала творчеству. В городе Виктор Петрович правил рукописи, принимал множество гостей. Настоящий же творческий процесс шел в деревне Сибла Харовского района, где супруги Астафьевы купили дом.

В Вологде писатель прожил только 11 лет из своих 77. Хотя главным «пунктом приписки» у него значится Красноярский край, в широком смысле он является представителем именно вологодского направления в литературе. Например, жизнь в Сибле сильно повлияла на него. Впечатления, которые он получал от рыбалки, охоты, неизменно отражались в его произведениях. Местные жители отзывались о нем очень хорошо - как о простом человеке, который вполне вписывался в простой мужской коллектив. 

Как считает Сергей Баранов, Астафьев придерживался взгляда на русскую провинцию как на питательную почву русской культуры. В этом плане Вологодчина для него была чрезвычайно важна. Для писателя главный смысл и заключался в деталях. Например, рассказ «Уха на Боганиде» из сборника «Царь-рыба» вдохновлен впечатлениями от Кубенского озера. 

Без цензурных купюр

Отдельным эпизодом творчества Виктора Астафьева можно назвать драматургию.  Спектакли по его пьесам становились культурными событиями.

Комментарий


Фото со страницы Анастасии Астафьевой в социальных сетях

Анастасия Астафьева, 
дочь писателя:

- Я побывала на праздновании 100-летия Виктора Астафьева в Красноярском крае, где проводились и Астафьевские чтения, и научная конференция с международным участием. И одним из самых главных событий стало открытие Национального центра Виктора Астафьева в селе Овсянка. И у меня, и у многих людей была тревога на этот счет - выстроить в Овсянке трехэтажное здание из стекла и бетона! К счастью, люди, которые занимались этим центром, хорошо знали Виктора Петровича и хорошо его понимали. Этот центр нельзя назвать музеем, потому что он целиком посвящен его творчеству. В этом смысле национальный центр равно национальное достояние. А национальное достояние - это его творчество. Экспозиции рассказывают о его творческой судьбе от самых ранних произведений до романа «Прокляты и убиты». Это позволяет нам понять разницу между писателем и человеком. Не всякий читатель может для себя эту разницу понять. Человек ведь по своей природе слаб. И Виктор Петрович всегда говорил, что писательский дар - это сущее наказание. Такое творчество нужно тянуть всю жизнь и до последнего вздоха. Так, Национальный центр может стать монументом подвигу писателя. 

Сначала он сделал пьесу из рассказа «Руки жены» - так был создан спектакль «Черемуха». В вологодском драмтеатре в те годы работал московский режиссер Леонид Топчиев, который привлекал местных авторов. Работа над поставкой «Черемухи» шла у нас и в московском театре имени Ермоловой. Конечно, Виктор Астафьев уже был фигурой авторитетной, и режиссер не решался на существенные правки текста. Единственное, на чем он тогда настаивал, - убрать третий акт. Вот что вспоминает народный артист РФ Леонид Рудой, который был ассистентом режиссера.

- Топчиев отправил меня с правками по спектаклю на квартиру к Астафьеву. Виктор Петрович тепло принял меня, угостил меня чаем с бутербродами, но правки категорически отверг. А на наш взгляд, третий акт был уже тяжелым для восприятия на сцене. В то время уже вышла постановка в театре Ермоловой. Астафьев, естественно, там был, и не знаю, что уж он там увидел - то ли реакцию зала, то ли еще что-то, но мнение свое он поменял. Пришел к нам на репетицию и сказал: «Ничего дописывать, переделывать не разрешаю. А сокращать - да хоть все сокращайте!». И махнул рукой.

В итоге премьера состоялась в апреле 1976 года. Действие начиналось с песни «Черемуха» на стихи Ольги Фокиной и музыку Валерия Гаврилина. Под декорацией черемухи происходили важнейшие сцены, демонстрирующие этапы становления персонажа, и одна сцена была довольно откровенной. Как сказал Леонид Рудой, ходили слухи, что подростки про эту сцену узнали и активно раскупали билеты. Впрочем, и театральная критика высоко оценила режиссерскую работу и игру актеров. Так или иначе «Черемуха» на сцене вологодского драмтеатра выдержала 50 аншлагов.

Другим ярким событием театральной жизни в Вологде стал спектакль «Прости меня» по повести «Звездопад», вышедший на сцене ТЮЗа. В журнале «Автограф» было опубликовано интервью с Ириной Джапаковой, которая играла в этой постановке медсестру Лиду. Она вспоминает: «Сначала труппа репетировала самостоятельно, а потом стал приходить и Виктор Петрович. В театр с ним ходили одной дорогой и по пути часто беседовали. Например, уточняли образ Лидочки: это была не девушка с видом провинциальной сиротки, как ее играли в других теат­рах, а кубанская казачка с сильным характером». 

Премьера спектакля состоялась в 1980 году. За эту работу режиссер Валерий Баронов и исполнители двух главных ролей были номинированы на Государственную премию. Зрители также восприняли эту пронзительную постановку о любви в условиях войны очень хорошо. Вологжанка Ольга Леб в те годы занималась в студии при театре.

- Мы с подругой ходили на этот спектакль раз десять. Конечно, в силу возраста мы не могли тогда в полной мере оценить спектакль. С нами занималась тогда педагог Людмила Мордвинова - мать Амалии Мордвиновой - и говорила, что Валерий Баронов создал нерядовую, очень глубокую постановку. 

В одной из сцен дети пели под живой аккордеон - это было очень трогательно. Ну и, конечно, в Ирину Джапакову было влюблено тогда пол-Вологды! Огромные карие глаза, изящная, прямо точеная вся. Наши мальчики носили ей за кулисы букеты и говорили с придыханием: «Для Иры...» - рассказала она «Красному Северу». 

В целом за время работы в Вологде Виктор Астафьев продолжит работу над повестью «Последний поклон», создаст повести «Пастух и пастушка», «Ода русскому огороду». За «Царь-рыбу» Астафьев получит Государственную премию. По словам поэта Александра Романова, в «вологодском десятилетии» для Астафьева просиял полдень его гениальности.


«Сердца фронтовиков обожжены»

Виктор Астафьев передал в своем творчестве тему войны жестко, честно, не скупясь на страшные детали. В частности, сейчас на некоторые книги на эту тему в библиотеках ставят маркировку возрастного ограничения. С одной стороны, это заставляет прочувствовать военную тему глубоко и трагично, а с другой - это вызывало несогласие у некоторых современников. Например, Сергей Баранов отмечает, что в жизни Астафьева тема войны всегда была главным событием. Она присутствует даже в тех произведениях, где, казалось бы, действие происходит в мирное время. Например, в книге «Царь-рыба» печать войны лежит на персонажах, на их отношении к жизни.


Астафьев и фронтовой друг Петр Николаенко. | Фото из архива семьи

Есть миниатюра «Звезды и елочки» о домах на территории нашей области, на которых прибиты звездочки в память о ветеранах войны. Виктор Петрович очень проникновенно об этом пишет, с колоссальным уважением к погибшим солдатам. Звездочки эти обозначают их значимость, важность в жизни нашего региона. И, конечно, много он обращается к теме женщин, которые остались без мужей и вынуждены воспитывать детей.

- Виктор Петрович принадлежит традиции классической русской литературы. Это может звучать банально, но это действительно так было. В описании войны можно говорить о традиции Толстого, - поясняет заведующий кафедрой литературы ВоГУ, кандидат филологических наук Сергей Баранов. - В описании природы и человеческих чувств - о традиции Бунина. Что касается литературы более позднего периода, допустим советской, то Астафьев очень пристрастно к ней относился. Чтил Шолохова как автора «Тихого Дона». Чтил Горького: для Астафьева это был очень значимый писатель. А что касается писателей-современников, то ему были особенно близки Валентин Распутин, Евгений Носов, Василь Быков. 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: