Сохранить нельзя утратить - где поставим запятую?
3935
Из эпохи советского монументального искусства до наших дней дошли без угрожающих утрат (на взгляд дилетанта, разумеется) великолепные мозаики вологодских художников Генриха Асафова, Бронислава Кураго, Валентина Малыгина, Галины Пономаревой, Виктора Сысоева… Часть из них по-прежнему располагается на вологодских зданиях, некоторые изначально создавались для интерьеров учебных заведений и производственных помещений.
Мозаичное панно «Музыка» (художник Малыгин, ассистент Смирнов), украшавшее изначально трапециевидный фриз, выходящий на центральный фасад учебного корпуса Вологодского музыкального училища, оказалось после реконструкции учебного корпуса внутри помещения и занимает всю стену репетиционного зала: с улицы мозаика перебралась в интерьер. Теперь только студенты и преподаватели воспринимают ее как неотъемлемую часть культурного пространства Вологды.
Мозаичные полотна второй половины прошлого века в основном поют гимн созидательному труду советских граждан, воспевают надежность единственной страховой компании в СССР, прославляют покорителей космоса и ученых…
Великолепные художественные образы прошлого не антагонистичны созидательной эстетике дней сегодняшних. Все дело - в пропорции созидательного и потребительского в современной атмосфере российского социума. И вовсе не кажутся рудиментом эпохи несбывшихся надежд строителей коммунизма плакатные механизаторы, ученые, космонавты.
Замена одной официальной «социалистической» эстетики на несколько недосформулированных и невнятных постулатов эпохи разнузданного потребления, сдается мне, не снизила художественной ценности монументальных мозаичных полотен как памятников не до конца осмысленных нами потерь.
Алексей КОЛОСОВ
Комментарии (0)