Судовой повар из Сокола плетет в навигации кружева

statics/images/arcticles/072020/08072020x88a099c2.jpg
Пенсионерка не представляет свою жизнь без коклюшек и теплохода.
Фото предоставлено Наталией Лубниной
statics/images/arcticles/072020/08072020x3b27c902.jpg
По сколкам Наталии Лубниной плетут кружево мастерицы со всей России.
statics/images/arcticles/072020/08072020xb0bb88c3.jpg
По рекам и озерам экипаж прошел всю Вологодчину.
В 45 лет сокольчанка Наталия Лубнина радикально поменяла свою жизнь и ни разу об этом не пожалела. Мать пятерых детей и кружевница-надомница стала судовым поваром и вот уже три пятилетки бороздит водные просторы на буксире-толкаче. Впрочем, и в навигацию пенсионерка находит время для плетения удивительной красоты ажурных салфеток, косынок, воротничков. А когда попросит душа, может приготовить экипажу косички из свинины, заплетенные кружевными узорами.

«Я мечтала оказаться на палубе»

- Вообще-то я хотела стать художником, поступала в Ярославль и Иваново, но, видать, не судьба, - с улыбкой вспоминает Наталия Ивановна. - В итоге поступила в 15-е училище Вологды на кружевницу: у меня и бабушка кружево плела, и в школе нас активно агитировали. Зато в студенчестве я научилась рисовать сколки (узоры будущего кружевного изделия), а это целое искусство, оно доступно далеко не всем, так что художественные задатки мне очень пригодились.
После училища, в 1979 году, Наталия вернулась в родной Сокол, устроилась в филиал «Снежинки», потом вышла замуж и нарожала детей. Когда их надо было определить в садик, шла работать на завод (кем возьмут), но это временно. Постоянно же она трудилась дома: плела сцепное кружево, дважды в неделю сдавая свои изделия работодателю. Воротнички, салфетки, дорожки, накидки, шали, жилеты, малые скатерти - их количество давно уже перевалило за 500. И это не считая «узятки» - узкого мерного кружева для отделки белья и одежды. Жизнь была спокойной и размеренной, но все «испортил» случайно подслушанный разговор.
- Летом 2005 года, когда моя дочь - третьекурсница ВГМХА искала подработку в каникулы, к ней пришла подружка - судовой повар. Она вышла замуж и уволилась, экипажу срочно нужен был новый кок. «Замени меня хоть на месяц-другой», - попросила подружка дочку. А я, услышав их разговор, предложила: «Давайте я заменю». Готовить, слава богу, я умела, прошла медкомиссию, двухнедельные курсы, получила «корочки» и заступила на вахту. Все было ново и интересно - после безвылазного сидения дома, - делится Наталия Ивановна. 
С тех пор где она только не побывала: ходила на судах по Вологде-реке, Ваге, Сухоне, Волго-Балту, Белому и Кубенскому озерам. А самым долгим (около двух месяцев!) был поход по Пинеге и Северной Двине до Архангельска и обратно. 
- Я росла на реке и с детстве, наблюдая за теплоходами и катерами, мечтала оказаться там, на палубе. А судьбоносным летом 2005-го увидела с берега новенький буксир «Капитан Мизгирев», тащивший груженую баржу (еще удивилась: вода до краев, а не тонет). В июне местный телеканал снял об этом судне репортаж, а в августе я уже там трудилась, - говорит Наталия Лубнина. - «С водопада падали, сидели на мели» - это не про нас. Сильный шторм в наших широтах - редкость, но шквалы и качка на озерах бывали. А как-то в шлюзе мы попали в страшную грозу: дождь, ветер, град, дверь из камбуза было не открыть - просто жуть. Много всего пережили, а потом мой любимый «Капитан Мизгирев» продали судоходной компании в Котлас. Сейчас мы ходим на другом теплоходе - «Пионер Севера». Во­зим песок, камень, щебень, трубы, лес, техническую соль. Навигация длится с апреля до глубокой осени. А в прошлом году, когда вода была большая, работали на рейде почти до Нового года.

Котлеты на камбузе 

Экипаж на буксире - семь человек: капитан, механик, штурман, три рулевых моториста и, конечно же, повар - куда без него?! 
- Мужчины у нас неприхотливые, заказы не делают, как в ресторане. Сказали мне сразу: готовь просто, по-домашнему, но никаких консервов - в советские годы на­елись. Поэтому на остановках мы закупаем все свежее - мясо, овощи, фрукты. Варю уху, солянку, борщ, а летом окрошку или «холодник» из свеклы. Котлетки делаю, отбивные и зразы, мясные рулеты и запеканки. Или картошечку отварю - подам с укропчиком и соленой рыбкой. Правда, рыбу (и, кстати, печенку) команда почему-то не любит, особенно молодежь, поэтому готовлю ее нечасто. Как-то в Кубенском озере, помню, тащили мы баржу с мели и задели винтом судака. Тогда его пожарила - не пропадать же добру. Ну а когда захочется «чего-нибудь этакого», то я косички из свинины сворачиваю кружевными плетешками и запекаю в духовке. Все говорят: «Спасибо большое! Было очень вкусно». А иногда и жалуются - если пересолю. 
Кухня (точнее, камбуз) на буксире обычная: водопровод, отопление, электроплита работает от генератора. Правда, она привинчена к полу и огорожена - чтобы кастрюли не падали, когда судно качает при маневрах. Иногда на камбузе Наталии Ивановне помогали муж и внуки, когда гостили на теплоходе. Говорили, мол, сейчас обед приготовим и пойдем на рубку загорать. Но Наталии Ивановне загорать некогда: в рейс она берет с собой кружевной валик и нитки. Только первый год на судне «бездельничала», не плела, а потом снова взялась за коклюшки. 
- Как-то обратились ко мне со «Снежинки», мол, выручай, срочный заказ. Вот тогда я освоила плетение широких мерных кружев - длиной, бывало, до 10 метров. Это как ребус, интереснее любой компьютерной игры (ну и приработок опять же). Да и нитки на заказ давали роскошные - то шелковые, то серебристые, - делится Наталия Лубнина. 
Днем, после обеда, у нее перерыв (часа три-четыре), вечером свободна после ужина. Когда хорошая погода, с коклюшками и валиком повар устраивается на палубе. Команда уже привыкла, вологодские даже не спрашивают, а новички (мотористы меняются каждый год - то из Коми, то из Костромы) удивляются: «А что это такое вы делаете?»

Любимые кочки

- Я жизнью довольна: всегда интересно идти вперед, а потом возвращаться домой, - рассказывает кок-кружевница. - Вот мне дети говорят: «Мама, а может, хватит?! Ты уже 10 лет на пенсии, пора и отдохнуть». А я им отвечаю, мол, подождем весны и увидим. Весна приходит - а я уже рвусь на водные просторы, чтобы увидеть неописуемые красоты вокруг. На воду, как и на огонь, можно смотреть бесконечно - и в дождь, и в туман, и в солнышко. Сослуживцы часто спрашивают: «Не надоело еще любоваться?» Нет, такое надоесть не может…
Там же, на судне, сокольчанка увлеклась фотографией. Сначала купила маленький фотоаппарат (через год он упал на палубу и разбился), потом - большой и серьезный. Сейчас Наталия Ивановна снимает пейзажи и выкладывает их в соцсетях. Закатов уже наснимала великое множество: и чайки в кадре, и белые орланы. Недавно зайца видела на берегу средней Сухоны, но вот щелкнуть, увы, не успела. А однажды, говорит, медведь пересекал Волго-Балт: плывет, как человек, и головой вертит, а только лапой берега коснулся, как шутя перемахнул откос и был таков. 
- Скучно у нас не бывает. К примеру, когда возили камень, ходили за ягодой в Вытегорском районе. Пока баржа разгружается (или ждем разгрузки), успеем в лес выбраться. Как-то видела клубок диких пчел - видать, косолапые их дупло разворошили, - вспоминает пенсионерка. - У меня на Волго-Балте уже есть любимые места и даже кочки: на 802-м километре все болото усыпано клюквой, на 810-м растут черника и земляника, на 849-м - знатный брусничник. Места на Вологодчине красивейшие, благодатные, и если бы я на судно не устроилась, никогда бы их не увидела и не узнала.
Наталия Ивановна до сих пор скучает по «Капитану Мизгиреву». Она даже создала одноименную группу «ВКонтакте», куда пригласила всех когда-либо работавших на этом теплоходе. Сейчас она хочет побольше узнать о вологжанине, чье имя носит судно, и сделать об этом видеоролик. Ну а зимой, пока суда стоят на приколе, бабушка шести внуков трудится в сокольском Центре народной культуры - преподает там кружевоплетение. Ее сколки давно уже гуляют в Интернете и расходятся по всей стране. По ним плетут воротники, отделки и косынки мастерицы из Орла, Пензы, Мурманска, Перми, Санкт-Петербурга. Наталия Ивановна этому только рада.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: