Здоровье водителей хотят взять под особое наблюдение

statics/images/arcticles/092021/08092021x831cb90c.jpg
Поправки в закон предполагают упрощенный порядок аннулирования прав, если у водителя выявят проблемы со здоровьем.
Фото Даниила Зинченко

МВД и Минздрав совместными усилиями решили изменить привычный порядок действия водительских медицинских справок, разработав поправки к Закону «О безопасности дорожного движения». Теперь государственные и частные клиники будут обязаны оперативно информировать ГИБДД о найденных у водителей заболеваниях, при которых нельзя управлять транспортным средством. 

При каких болезнях нельзя садиться за руль

Перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами регулируется Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29.12.2014.
В частности, полностью противопоказано садиться за руль при:
• шизофрении и  эпилепсии;
• умственной отсталости, аутизме, синдроме Дауна;
• психических расстройствах: деменции, амнезии, делирии, галлюцинозе, бредовых психических расстройствах, расстройствах личности и тревожных состояниях, болезнях Альцгеймера, Гентингтона, Пика, Паркинсона, при всех других психических расстройствах, связанных с травмами или отклонением головного мозга, в том числе неуточненной этиологии;
• болезнях настроения: биполярном (аффективном) расстройстве личности, маниакальном психозе и других маниакальных расстройствах, при всех видах депрессии, панических атаках;
• невротических болезнях: фобиях, стрессовых расстройствах, обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР), диссоциативных расстройствах;
• ахроматопсии: виде дальтонизма, при котором человек все видит в черно-белом цвете; 
• слепоте: если у вас просто нарушено зрение либо один глаз видит, то это не является полным запретом езды на легковом авто, но в зависимости от конкретного отклонения зрения может быть ограничением к управлению.
Также в Постановлении отдельно прописаны показания к вождению транспорта с ручными органами управления и вождению транспорта 
с автоматической коробкой 
переключения передач. 

Выявляют случайно

В пресс-службе УГИБДД УМВД России по Вологодской области пояснили, что поправки к закону могут вступить в силу уже в 2022 году. Согласно им будет создана новая федеральная информационная система для хранения электронных медицинских справок. 

Кроме того, усилится контроль за здоровьем водителей. Дело в том, что водительское удостоверение дается на 10 лет, а это довольно большой срок, во время которого у водителя могут быть диагностированы новые заболевания, в том числе создающие угрозу безопасности для других участников дорожного движения.

Согласно новым правилам, если медик в условиях поликлиники выявит у водителя заболевание, которое является противопоказанием для вождения, его направят на внеочередное медосвидетельствование. 

После подтверждения заболевания клиника сформирует электронный документ и передаст его по Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в ГИБДД, где автоматически приостановят действие водительского удостоверения. Если же диагноз не подтвердится, то ГИБДД восстановит действие прав. Если же будут выявлены ограничения к вождению, гражданин сможет получить новые права с соответствующей отметкой.

Сегодня таких граждан полиция выявляют по большей части случайно. Например, при расследовании ДТП следователь запрашивает у Минздрава данные о водителе и выясняется, что тот стоит на учете у нарколога. По данным федеральных СМИ, за последние три с половиной года подразделения ГИБДД на основании решений судов аннулировали 16,2 тысячи прав. В управлении ГИБДД по Вологодской области пояснили, что сейчас аннулировать права можно только по решению суда, но поправки в закон предполагают упрощенный порядок.

А как же врачебная тайна?

- Я не хочу, чтобы данные о моих болезнях попадали в общий доступ. Неизвестно, где и как они будут храниться и когда могут «всплыть». Ведь есть же закон о медицинской тайне, - недоумевает вологжанка Светлана Серова. 

- Для этого требуется внести поправки в 13-й пункт ФЗ-323 о том, что среди тех, кому мы обязаны передавать сведения о состоянии здоровья пациента, должны быть сотрудники ГИБДД. И подчеркну, что корректным было бы указывать наличие противопоказаний и ограничений для вождения автомобиля, чем сам диагноз, - отмечает Виталий Болотов, заведующий отделением медицинского освидетельствования на состояние опьянения областного наркологического диспансера № 1. 

МВД и Минздрав в итоге договорились, что новым законопроектом вносится поправка в Закон «О персональных данных», разрешающая обрабатывать сведения о здоровье граждан в целях обеспечения безопасности движения.

Комментарий

Николай КУДРЯШОВ, 
психиатр:

- Ко мне иногда обращаются пациенты с просьбой разрешить выдать справку о годности к управлению транспортным средством. Например, пришел однажды пожилой человек, которому требовалось продление прав. И, сам бывший руководитель, попробовал уладить ситуацию: мол, вы начальник, если скажете, мне сделают справку. Но я же как врач вижу, что у него уже и концентрация внимания не та, и скорость реакции в силу возраста замедлена. Пришлось объяснять, что нужно и себя поберечь, и других. Ведь дорога - как война: ежедневно столько людей погибает! Здесь очень важно соизмерять свои желания и возможности. 

- Но как я должна выяснять, является ли вообще водителем пациент, который пришел ко мне на прием? Я что, должна требовать у него водительские права? Или верить ему на слово? Нужен будет только номер медицинского полиса или еще паспорт и ИНН? Пока у меня только вопросы, - говорит врач-окулист Наталья Москвина. 

- Есть специализированные медицинские комиссии, которые выдают экспертное решение о допуске к вождению. Разве я на приеме должен постоянно думать о таком экспертном решении? Ведь моя основная задача - помочь пациенту, а не ограничить его в правах. К тому же в психиатрии диагноз не ставится за один день: иногда требуются наблюдение в течение года, консультации с несколькими специалистами для уточнения диагноза. Кто из них и в какой момент должен передавать данные в ГИБДД?  - задается вопросом Николай Кудряшов, заместитель главного врача по медицинской части Вологодской областной психиатрической больницы. 

- В наркологии и психиатрии есть много состояний, которые не являются диагнозами, лишающими водительских прав. Если человек устроил пьяный дебош или попался в состоянии наркотического опьянения - это не делает его автоматически пациентом с синдромом зависимости. А только такой диагноз является противопоказанием для получения прав. И даже пагубность употребления алкоголя выявляется только при поражениях печени, мозга, нервной системы. Выясняется это при диспансерном наблюдении, на которое человек должен дать добровольное согласие, - поясняет Виталий Болотов. 

Даже при постановке на учет в наркологический диспансер после лечения и наблюдения в состоянии стойкой ремиссии человек имеет возможность снова получить права. Если есть диагноз «синдром зависимости» и лишение прав проходило по суду, то через три года, если пациент встал на учет по личному желанию - через два года. Если такого диагноза нет, то через год он снимается с учета. 

- Я обеими руками «за» безопасность дорожного движения, закон нужный. Но есть обратная сторона медали: если пациента после обращения за помощью могут лишить водительских прав, то люди будут просто бояться лишний раз обращаться к врачам, - высказывает сомнения Николай Кудряшов. 

Вологжанка Мария Митенева (Ф. И. О. изменены в соответствии с Законом «О СМИ») после нервного срыва попала на лечение и теперь со страхом ждет, когда придет срок получать новые права:

- Мне очень помогает психотерапия, но я боюсь обращаться в ПТЦ официально. Приходится платить за терапию частным образом, это дорого. Да, у меня есть страхи, повышена тревожность после смерти близкого человека, но это не мешает мне быть дисциплинированным водителем?

- Закон должен гарантировать безопасность, ведь состояние здоровья водителя напрямую влияет на его способность управлять транспортным средством. Ежегодно мы сталкиваемся со случаями, когда водители попадают в ДТП из-за проблем со здоровьем, - поясняет Роман Ушаков, старший инспектор пропаганды управления ГИБДД по Вологодской области. - В 2020 году было выявлено три подобных происшествия. В нынешнем на счету УГИБДД - уже два подобных ДТП. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: