Звездочка ясная не погасла
Ушла из жизни Ольга Фокина, поэт Русского Севера. Ее одинаково считали «своей» и вологжане, потому что большую часть жизни она провела на Вологодчине, и архангелогородцы - в Архангельской области она родилась, там же и обрела последний приют. Представители Вологды, Архангельска и Союза писателей России рассказали «Красному Северу» о том, почему Поэт не может умереть.
Найти место для поэзии
- Ольга Александровна Фокина была очень значимой фигурой в литературе и культуре Вологодского края, - говорит кандидат филологических наук, доцент, заслуженный работник Высшей школы РФ Сергей Баранов. - Она принадлежала к тому кругу писателей, которые имели общесоюзную, общероссийскую известность. Она воплощала в своем творчестве культурную жизнь Русского Севера.
Ольга Фокина родилась 2 сентября 1937 года
в деревне Артемьевская Архангельской области в семье потомственных крестьян.
После школы-семилетки поступила в 1-е Архангельское медицинское училище; стала работать заведующей медпунктом сначала лесоучастка Ягрыш, затем - Новое. В 1957 году поступила в Литературный институт имени А. М. Горького.
В июне 1963 года стала членом Союза писателей СССР.
Награды:
- Орден Трудового Красного Знамени,
- Орден Дружбы народов,
- Орден «Знак Почета»,
- Орден Почета,
- Медаль Пушкина,
- Медаль «За трудовую доблесть»,
- Государственная премия РСФСР имени М. Горького,
- Всероссийская литературная премия «Звезда полей» имени Н. М. Рубцова,
- Большая литературная премия России СПР,
- Почетный гражданин города Вологды,
- Всероссийская литературная премия имени Александра Прокофьева «Ладога».
Сергей Юрьевич подчеркивает: Ольга Фокина была не поэтессой, а поэтом, и сама настаивала на том, что слово «поэтесса» к ней неприменимо. А слово «поэт» в этом случае теряет родовую принадлежность и является обобщающей характеристикой человека, который занимается художественным творчеством, воплощая свой внутренний мир в ритме, поэтических строках.
- У поэта особая судьба по сравнению с другими людьми, с прозаиками, с представителями других видов искусства, - говорит он. - И эта общая судьба самими поэтами была обозначена. Вспомним Пушкина: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит…» Поэт уходит из земного мира, но его душа в заветной лире остается. Осталась она и у Ольги Фокиной и будет давать возможность пообщаться с ней еще многим поколениям читателей.
Говоря о новых поколениях читателей, Сергей Юрьевич признает: сейчас не время поэзии. Если сопоставить наши дни с тем временем, когда развернулся талант Ольги Фокиной (50, 60, 70-е годы ХХ века), то этот контраст особенно бросается в глаза. Поэтические сборники на прилавках тогда раскупались очень быстро - и не только педагогами или людьми искусства, но и обычными рабочими, служащими, пенсионерами, школьниками. Стихи читали, цитировали, переписывали в тетрадки. Поэты собирали стадионы. Поэтические вечера были неотъемлемой частью жизни советского человека.
Именно то время сформировало Ольгу Фокину как поэта - с чувством своего долга по отношению к стране, с осознанием ответственности за каждое написанное слово, с пониманием, что она не имеет права сфальшивить или отступить от с детства усвоенных моральных принципов.
- При этом Ольга Фокина не «стадионный» поэт. Я бы назвал ее лирику камерной - не в смысле узости тематики, конечно, а в смысле характера поэтического общения с читателем, - говорит Сергей Юрьевич. - Она ведет разговор с каждым читателем персонально. Даже гражданская звучная лирика в ее устах приобретает камерность, это доверительная беседа с человеком, взявшим в руки томик стихов.
Для Сергея Юрьевича очень важен воспитательный аспект ее творчества, хотя это, возможно, и звучит слишком прямолинейно. Когда коллектив Вологодского госуниверситета готовил учебное пособие «Литература Вологодского края» для школьников региона, место творчеству Ольги Фокиной нашлось во всех трех его частях, предназначенных для разных возрастных групп. Она обращается к памяти рода, к теме родной земли, природы, любви, вечных ценностей - и этим дорога читателю.
Хотя Ольга Фокина родилась и похоронена в Архангельской области, свое родство с ней ощущают и вологжане.
Книги должны остаться
- Ее невозможно отделить от Александра Романова, Николая Рубцова, Василия Белова, Сергея Викулова, который сыграл заметную роль в ее поддержке, духовной и литературной, - поясняет Сергей Баранов. - Она жила в Вологде, присутствовала и зримо и незримо в нашем литературном мире. Она любила Вологодский край.
Что же дальше, после ухода Поэта? По мнению Сергея Юрьевича, сейчас очень важно было бы подготовить книгу воспоминаний об Ольге Фокиной, хотя сделать это будет и непросто. Но пока есть люди, которые ее знали хорошо, необходимо тщательно фиксировать живую память о ней. Будут и монографии, посвященные ее творчеству, уверен он, и стихи о ней.
А как привлечь молодежь к чтению стихов - в том числе стихов Фокиной, если наше время отодвинуло поэзию на дальний план в череде других духовных исканий и потребностей?
- Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что это не надо делать насильственно, - уверен Сергей Юрьевич. - Надо с помощью самих поэтических текстов демонстрировать, что это хорошо, звучно, прекрасно, - и это делается! Проводятся поэтические вечера в вологодских библиотеках, в том числе и под знаком поэзии Ольги Фокиной. Очень большая работа проводится учителями. Особенно важно, когда в школе стихи заучиваются наизусть - так стихи становятся и частью внутреннего мира ученика, это для него возможность посмотреть на себя и окружающий мир через призму поэтического мира автора. Хотелось бы, чтобы появлялись передачи по телевидению, чтобы проводились фестивали, посвященные вологодской поэзии. Очень нужны издания и переиздания книг Ольги Фокиной. Конечно, это сегодня непросто по ряду причин, но, чтобы поэт существовал как наш современник, его надо издавать. Если это будет происходить - это будет в значительной мере ответ на вопрос и о судьбе поэзии Ольги Фокиной.
Для меня творчество Ольги Александровны - это отражение души Русского Севера, искренность и простота. Скорбим вместе с родными и близкими. Утрата тяжела, но у скорби есть свет - стихи Ольги Фокиной навсегда останутся с нами.
Наш друг, поэт
Журналисты «Красного Севера» гордятся тем, что Ольга Александровна долгие годы была другом нашего издания. В ноябре 1963 года, когда только начался вологодский период в жизни поэта, в областной газете впервые было опубликовано ее стихотворение «Матери». Правда, подписано было почему-то «Л. Фокина». Сейчас уже невозможно установить, почему возникла эта неточность, но в год столетнего юбилея «Красного Севера» Ольга Фокина собственноручно исправила ошибку и оставила свой автограф на старой публикации.
- У меня была возможность остаться в Москве после литинститута. Тогда я уже работала в издательстве «Советская Россия» прямо за ГУМом, в обед ходила отдыхать под кремлевскую стену, на травку сяду и сижу под часами. (…) Для таких провинциалов, как я, Москва - место неподходящее по убеждениям, по пристрастиям. А Вологда - это наполовину между моей архангельской родиной и Москвой. Я могу в любое время быть и там и там, - так вспоминала Ольга Александровна причины, по которым решила стать вологжанкой, в своем последнем интервью газете «Красный Север» в сентябре 2022 года, через несколько дней после ее 85-летнего юбилея.
Одним из тех людей, которые «закрепили» Фокину на вологодской земле, стал наш земляк Сергей Викулов, тогда секретарь областной организации Союза писателей, затем - главный редактор литературного журнала «Наш современник». С ним Ольгу Александровну связывали долгие теплые отношения, основанные на взаимном уважении и общности взглядов.
Дочь Викулова Полина Сергеевна передала в редакцию несколько писем ее отцу от Ольги Фокиной из семейного архива. Эти письма - образец высокой культуры общения.
«Дорогой Сергей Васильевич!
Вместе с приветом из деревни шлю журналу несколько от руки написанных (за что приношу извинения) стихотворений.
По правде говоря, у меня мало уверенности в том, что Вы сейчас в Москве - летом у Вас чистая каторга, а в деревне сущий рай, и я себя как-то неловко чувствую, предлагаю Вам еще работу - читать да думать, печатать ли, нет ли…» (13 июля 1974 года).
«Дорогой Сергей Васильевич!
Бесконечно рада была получить Ваше письмо - такое живое, заинтересованное, деловое, доброе и ласковое одновременно! Чувствую, что Вы меня бережете, - с авторами-мужчинами, наверное, разговариваете пожестче, - делаю скидку на Ваше джентльменство, но и после этого удовлетворенность и благодарность за Вашу реакцию на «Рыбку» (позднее - поэма «Останься со мною». - Прим. ред.) - куда выше нормы.
Такое чувство, что поэма уже увидела свет; может, это действительно так и есть, ибо не всегда важна масса читателей, если есть единственный, но прочитавший сердцем…» (27 марта 1979 года).
«Дорогой Сергей Васильевич, здравствуйте!
…Отдыхается нам великолепно: год на редкость славный - и тепло (Инга стала совсем цыганочкой), и ласково, и лес богат всякой ягодой. Вчера вместе с Ингой ходили за княженикой и еле-еле успели убежать до дому от грозы - Инга ловила кузнечиков и лягушек и на небо не оглядывалась.
Сегодня с утра загорали на песке возле Содонги, рвали созревающую черную смородину и черемуху, а потом Инга с бабушкой ушли за горохом, а мы с братом Николаем - в лес подальше за черникой, которой теперь великое множество. К чернике добавилось несколько ягод (первых!) малины, и дома пришлось перетряхивать всю корзину в поисках этих затерявшихся во тьме черники звездочек - первые малинины самые-самые вкусные! Сейчас она спит сном праведника, а я с великим наслаждением слушаю тишину, которой так сильно не хватает для того, чтобы стать собой и думать, как хочется». (31 июня, год не указан).
Память сможет нас защитить
Член правления Союза писателей России, председатель отделения СПР Ярославской области Мамед Халилов приезжал в Вологду вести ЛИТО по приглашению Ольги Александровны.
- Мы познакомились в 2013 году, - рассказывает он. - Для меня, как представителя одного из малых народов России (катрухцы. - Прим. ред.), все восприятие русской культуры проходило через литературу, а Ольга Александровна - это живой классик, встретить которого - редкое счастье. Возможно, я даже острее это чувствую, чем ее земляки, потому что с ними она всегда была рядом. В 2013 году я присутствовал на занятии ЛИТО, которое она вела, а потом она сама меня пригласила провести занятие - сказала, что я интересно рассказываю. Как она умела слушать! Как тактично поправляла!
Мамед Гаджихалилович считает, что советская литература, ярким представителем которой является Ольга Александровна, - такой же огромный и значимый культурный пласт, как оставшаяся в веках эллинская культура. Он особенно ценит Фокину за несгибаемую силу ее убеждений.
- Она никогда не лебезила, не подыгрывала. Когда в 90-е годы в стране происходил слом системы ценностей, не подстраивалась под новое время. Сказала: «На нашей улице не праздник, но я на вашу не пойду», - говорит Мамед Халилов.
Говоря о гражданской позиции Ольги Александровны, невозможно не вспомнить историю с Шиесом: в ее родной Архангельской области в 2019 году решили построить мусорный полигон для захоронения отходов из Москвы, и местные активисты высказались резко против этой идеи. Фокина тогда написала стихотворение в их поддержку - и стала настоящим знаменем экоактивистов. От идеи полигона в Шиесе отказались. Плоть от плоти своего времени, она не стала молчать, хотя, казалось бы, на девятом десятке уже можно хотеть только одного - покоя и отдыха.
Все отмечают необычайную скромность, с которой она держалась. Но окружающие ловили каждое ее слово, сказанное негромко, но твердо. И если открыть сборник ее стихов, то она вновь встанет в полный рост: маленькая, хрупкая, со стальной волей и несгибаемой силой духа. Она готова и дальше защищать нас от потери родной земли, утраты связей с корнями, от расточения природных богатств. Если мы защитим ее память.
Комментарий
Андрей ПЕТРОВ, профессор САФУ (Архангельск):
- В Архангельской области очень любят стихи Ольги Фокиной, песни на ее стихи, они постоянно звучат в программах профессиональных и самодеятельных коллективов. Поэтессу считают своей, самой родной, часто ревниво относятся к тому, что ее называют вологодской. У нас дома всегда были книги Фокиной, с детства я очень любил ее стихи, они были созвучны моему мировосприятию, позднее появился и профессиональный филологический интерес.
Во многих национальных республиках есть официальное звание - «Народный поэт». Если бы было звание «Народный поэт России», то в первую очередь оно должно было быть присвоено Ольге Александровне Фокиной, которая широко известна как представитель народного - «некрасовского» - направления современной русской литературы. Основополагающими для ее творчества были темы родины, природы, сельской жизни, проблемы сохранения духовного богатства русского народа и возрождения умирающей русской деревни, ее поэзия зиждется на подлинно народном мировосприятии, она буквально пронизана фольклорными мотивами, предельно насыщена элементами живой - «родниковой» - народной речи. Литературное творчество Ольги Фокиной высоко оценено критиками, отмечено рядом престижных литературных премий, поэтесса награждена орденами и медалями, является лауреатом Государственной премии России. Однако главная ее награда - это искренняя бескорыстная любовь народа, безоговорочное признание почитателей ее уникального таланта. Светлая память Ольге Александровне, истинному народному поэту земли русской…
Комментарии (0)