А босиком в холода до Шолы не побежишь...

statics/images/arcticles/112020/18112020x1f7eb719.jpg
Труженица тыла Зинаида Федоровна Баконина родилась в местечке Шола Белозерского района.
Фото предоставлено автором письма

Чем дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны, тем меньше остается очевидцев тех страшных событий. Как бы там ни было, мы не должны забывать имена тех, кто ковал долгожданную Победу. Я хочу рассказать о своей бабушке, которой, к сожалению, уже нет с нами, но память о ней жива. 

Зинаида Федоровна Баконова родилась в 1928 году в деревне Першутино Городищенского сельсовета Белозерского (в то время Шольского) района в крестьянской семье Поляковых. 

Отец Федор Григорьевич - участник Первой мировой, Гражданской, Советско-финляндской, Великой Отечественной войн. В тридцатые годы трудился в колхозе, затем стал лесником. Мать Наталья Михайловна работала в сельхозартели. В семье, кроме бабушки, были еще сестра Антонина и брат Генрих.

Бабушка вспоминала, что на второй день с начала войны пришло около десятка машин, чтобы увезти мужчин в районный военный комиссариат. У отца была бронь, но в 1942 году его тоже призвали, и мать с Генрихом провожали его на лошади до военкомата. От Федора Григорьевича пришло лишь одно письмо - с дороги на фронт, строчка которого навсегда запомнилась родным: «Жив буду - напишу...» Но, к сожалению, больше от него известий не было. 

В скором времени пришло письмо от его друга Матвея Петровича Ларичева, в котором он сообщал своей жене Татьяне, что на фронте видел Федора Полякова. Потом он в очередном письме домой написал, что друг его не вышел из боя. Так глава семьи Бакониных пропал без вести. Пенсию, которую давали на детей до 16 лет, стали выплачивать с того момента, как пришла похоронка. Затем выплаты прекратились, и лишь в 1980-е годы Наталье Михайловне стали выплачивать пенсию в размере 40 - 45 рублей за погибшего мужа, и это продолжалось вплоть до ее смерти. Она стала вдовой в 38 лет и замуж больше не выходила, до последних дней ждала, что муж вернется. 

В войну выжили благодаря корове и огороду. Получилось так, что у родственников Викуловых сдохла корова, а семья тети Парасковьи - она сама, свекровь и трое детей - осталась без кормилицы. Надоит Наталья Михайловна утром одно ведро себе, а вечером второе - уже для родственников. В 1942 году у Викуловых случилось еще одно горе - на фронте пропал без вести глава семьи Федор Федорович Викулов. 

У других родственников, Зайцевых, в том же году погиб Алексей Федорович, и бабушкина тетя Елена с двумя девочками осталась без мужа. Еще у одной тети - Дуни - тоже погиб муж Дмитрий Протасов. Недаром говорят, что беда не приходит одна.

Жилось тяжело. Прабабушка Наталья работала вместо мужа лесником и получала дополнительный паек сначала мукой, а потом - хлебом. Возили продавать вещи в другую деревню, дело чуть не дошло до продажи швейной машинки, доставшейся прабабушке от ее матери Марии Ивановны Михеевой. Хлеба практически не было, жили на картошке и молоке. Еще в первые дни войны дядя Саша Поляков, который потом ушел добровольцем на фронт и пропал без вести, привез родственникам два мешка овса, которые очень пригодились. 

Бабушка вспоминала, что в их деревне жил старичок Яков Терентьевич Зайцев, который сеял хлеб в колхозе «Васютино». Он иногда тайком оставлял немного зерна, а потом говорил бабушкиному брату, где оставил мешочек. Ночью Генрих шел на то место и приносил немного зерна. В семье Поляковых у одних в деревне был каменный жернов. Из зерна получалась мука на лепешки и кашу. 

В деревнях умирали от голода. Но при этом необходимо было платить огромные налоги: 300 килограммов (шесть мешков) картошки, 40 килограммов мяса, 30 яиц, два килограмма шерсти, 300 литров молока.

Детям погибших отцов давали башмаки на деревянной подошве, которые быстро приходили в негодность. Брат Генрих очень хотел учиться, но школу пришлось оставить, так как не было обуви, а босиком в холода до Шолы не побежишь. 

В деревне Васютино жили военные, заготовлявшие сено для лошадей. Сено грузили на баржу в Шольской Запани и увозили на фронт. 

В Городище было много эвакуированных. У Поляковых жила бабушкина тетя Анисья Михайловна Баландина со своей дочкой Тамарой и внуком Юрой. Они приехали из Ленинграда и вернулись туда после снятия блокады. Муж Анисьи отморозил себе ноги на фронте и попал в дом инвалидов, из которого после войны она его забрала. 
Голод и другие обстоятельства провоцировали людей на разные действия, которые попадали под уголовную ответственность. Так, в деревне Першутино была арестована Мария Власова только за то, что весной стала собирать остатки прошлогоднего сена. Дальнейшая ее судьба неизвестна. У нее осталось двое детей. 

В семье Тягичевых была арестована Александра, отец которой погиб на фронте. Она выступила против военных займов и была приговорена к восьми годам тюрьмы. Дети остались с бабушкой.

В деревне Иваново жила женщина, которую звали Маша Грибок, потому что она была горбатенькая и маленькая ростом. Когда она жала хлеб, то подняла около десятка колосков. За это ее приговорили к пяти годам тюрьмы. Наказание отбывала на Новозере (нынешнем «пятаке»). Не дожила года до освобождения.

А моя бабушка в сорок третьем году закончила семь классов Городищенской неполной средней школы и поступила в Белозерское училище на ветеринара, но учебу тоже пришлось оставить в связи с отсутствием обуви. Взамен бабушке дали мобилизационный листок, и она какое-то время работала в поселке Шольский Завод. Там давали талоны на материал для одежды.

Долгожданную Победу, о которой сообщил бригадир колхоза «Васютино» Федор Алексеевич Данилов, бабушка встретила в поле. 

В тот день в клубе были танцы.

После работы в колхозе Зинаида трудилась на Приозерском лесозаводе, в столовой ФЗО № 12, местном сельпо. Много лет работала сортировщиком и формировщиком в Шольском сплавном рейде. 

В 1983 году вышла на заслуженный отдых. Вместе с мужем Владимиром Михайловичем Баконовым они воспитали дочь Любовь и сына Юрия. Бабушка награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями, знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и Почетной грамотой. 

Она ушла из жизни на 89-м году, но память о ней до сих пор жива. Можно ли забыть ее рассказы о тех испытаниях, которые выпали на ее долю, на жизнь всего ее поколения. Ведь и правда - нельзя!

Евгений БАКОНОВ, Белозерск

Память К 75-летию Победы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: