Агрофена Кузьмовна, ее козочки и клюквенный кисель

statics/images/arcticles/122020/28122020xfdb84dd4.jpg
Деревня Семенова Гора, 1966 год . Слева направо: Аграфена Кузьмовна Иевлева, Елизавета Артемьевна Иевлева , Екатерина Ксенофонтовна Рябинина с внуком Николаем Иевлевым.
Фото из семейного архива

Агрофена Кузьмовна Иевлева прожила 89 лет и почти до смерти держала скот. Бывало, пока сметана на простокваше не заплесневеет, пока яичко не протухнет, есть бабушка не станет, скажет: «Что и ести, если ничем не пахнет! В плесени ведь пенициллина много - болеть не будешь». И не болела. Умерла - все 32 зуба здоровые были! В войну на Маслянку, на Грибушино в сорокаградусный мороз за сеном на лошади ездила - в полушалочке, куфаечке, сарафане и без штанов. И не застудилась!

День отработает в колхозе, а поздно вечером надо скот обрядить, которого полон двор. Утром ранешенько надо печь протопить, обед сготовить, скоту наварить, назем (навоз) выкидать.

Назем, правда, выкидывали больше по субботам, когда была баня. А если назем овечий или козий весь плесенью покроется, грибов на нем нарастет и он горячим сделается, надо ложиться на него спиной или больными суставами и полежать немного. Встанешь - вся боль прошла, и спина здоровой будет.

Во всяком навозе, особенно свином, еще и нашатырного спирта много. Пока чистишь клетки да выкидываешь его, так надышишься, что и голова болеть перестанет, и давления не будет. Испытано на себе! Пока маленьким был, чистил, и потом уже, пока мог, скота много держал. А если бы выгородили пасву (пастбище), овечек бы и сейчас развел да держал. Особенно романовской породы.

А свиной навоз, надо бы всем знать, под картошку на огороде класть не рекомендуется: хранится она плохо, гнить быстро начнет. Бабушка моя об этом хорошо знала и урожай сохраняла.

Летом она в колхозе работала овощеводом, выращивала в поле за Горой картошку, капусту, морковь, огурцы, помидоры. А есть-то у всех было нечего, весь урожай сдавали государству. С этим было очень строго! Вся работа висела на бабах, и бабушка рассказывала:

- Перед обедом-то наподкапываю в поле картошки, огурцов сниму в подол. Приду домой, чугун картошки сварю. А бабы-то бежат домой на обед с сенокоса, или жатвы, или с теребления льна, а дома-то и есть нечего! Забежат ко мне, съедят по картошине да по огурцу да еще и домой старикам и детям возьмут. Так и выживали. А забегали-то поодиночке, втихаря. Если бы кто доказал, мне бы тюрьма была.

А какой бабушка Агрофенушка варила клюквенный кисель! А как в печи запекала поляшей, тетерок, глухарей, рябчиков, зайцев - это неописуемый вкус из детства. Всегда, было, угостит - откуда и брала!

Помню, когда весной коза растелится, родит козочку и та летом подрастет, бабушка приставляла ее ко мне в помощницы. Скажет:

- Сходи-ко в лес по черничку.

- Дак, бабушка, страшно одному-то! - отвечал я.

- А ты Мальку с собой возьми, и будет не страшно!

Пойду за черничкой. Козленочек в лесу так по пятам и ходит. Насобираю кружку, принесу, и бабушка скажет местной поговоркой:

- Новая новинка - в старую бачинку!

Денежку небольшую за работу даст да ненавязчиво порекомендует:

- Ты учись козочку-то доить!

Вот мы играем, и доим, доим ее потихоньку. Глядишь: козочка еще и не растелилась ни разу, а уже по кружке молока дает. Бабушка сама попьет да и нам даст попить. И скажет:

- Девичье-то молочко от козочки самое целебное.

Также бабушка давала такие советы.

Когда скотинушку выпускаешь весной первый раз, дак корове, теленку или козочке за рога четверговой соли положи, а овечкам на кусочке дай. На порог поясок положи, а когда скотинушка его перейдет, то скажи: «Ходи, животинушка, домой, как этот поясок ходит за мной». Вот такой вам сказ - не будет ей страшен никакой дурной глаз! И будет животинушка дорогу домой знать весь сезон.

Вячеслав ИЕВЛЕВ, деревня Лесютино, Нюксенский район

Рассказ Нюксенский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: