В юности Кураго избрал для себя особенно сложный вид живописи. Ведь монументальная роспись - самое древнее из искусств; она появилась еще в первобытную эпоху и сопровождает человека на протяжении всей его истории. Искусство улиц и площадей, как называл его В.Маяковский, играет важнейшую роль в воспитании общества, пропаганде новых идей, создании благоприятного для человека микроклимата. Предельно лаконичная архитектура ХХ века создавалась с расчетом на обязательное использование на ее гладких стенах фрески или мозаики. Настенная живопись имеет свои существенные отличия от картины. Они заключаются в больших масштабах росписи, ее связи с архитектурой, отражении функций здания в ее тематике. Постигал секреты этой живописи Бронислав на отделении монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища. Здесь была самая мощная производственная база: специализированные мастерские, в которых можно создавать все виды мозаики (флорентийскую, греческую) и полированную фреску. 1960-е годы - время бурного расцвета советской монументальной живописи, по сути она обретала в этот период свое лицо. Студенты с интересом следили за успехами видных мастеров этого вида искусства. Еще проходя обучение, Бронислав Кураго в летний период выполнил с двумя товарищами-художниками в Костроме, где он жил с детства, две росписи. Композиция на здании фанерного комбината стала ярким явлением художественной жизни города, ее даже показывали в кинохронике. Стилистически работа была подсказана знаменитой росписью Андрея Васнецова и Виктора Эльконина в кафе «Дружба» в Москве. В манере росписи известных московских монументалистов в концентрированном виде отразился дух дизайна 1960-х годов. Так, с первых шагов в искусстве Кураго оказался в орбите лучших достижений монументального искусства своего времени. Важно было и то, что в течение трех лет он учился у выдающегося художника, одного из создателей «сурового стиля» в живописи тех лет Гелия Коржева. Заканчивая училище, молодой художник выполнил проект росписи в мемориальном комплексе в Ульяновске «Дела и люди страны Советов», получивший отметку «отлично с похвалой». Его оставляли в аспирантуре при училище, но не имея собственного жилья, будучи уже семейным человеком, Кураго вынужден был отклонить это предложение и отправился в Куйбышев (Самару), куда требовался дипломированный художник-монументалист. Восемь лет работы в Куйбышеве были очень плодотворны и важны в плане реализации творческого потенциала художника. Время и обстановка очень этому способствовали. В 1960-70-е годы в стране бурно развивалось типовое строительство, и в районах экономически сильных активно финансировались дорого-стоящие проекты по оформлению зданий произведениями монументально-декоративного искусства. Такой работой стала мозаика на железобетонном рельефе «Строители» на фасаде строительного треста в молодом городе Новокуйбышевске. Это произведение Бронислав Кураго выполнял в соавторстве с местной художницей Галиной Суздальцевой. Экспертный совет из Москвы признал работу высокохудожественной, и она вошла в рейтинг лучших монументальных произведений того года по стране. Мозаику называли визитной карточкой города. Не менее важной в этот период стала работа Б.Кураго по оформлению узла связи в Куйбышеве. Два мозаичных панно в опосредованной форме выражали тему связи. Здесь, как и в Новокуйбышевске, перед автором стояла сложная задача - сформировать средствами изобразительной пластики жизнеутверждающую атмосферу новой городской площади имени Митрофанова. Автор оригинально и смело решил ее, опираясь на лучшие достижения мировой и отечественной монументально-декоративной живописи. Успехом пользовалась и роспись в читальном зале детской библиотеки Куйбышева «Мир детской книги». Для ее создания художнику пришлось, по его собственному признанию, «перекопать всю детскую литературу». В 1977 году Бронислав Кураго переехал для постоянной работы в Вологду. Привыкнув общаться с единомышленниками, он и в Вологде находит мастеров монументальной живописи, художников Владимира Михайлова, Генриха Асафова, Виктора Сысоева. Они создают секцию монументалистов, вместе работают творчески. Привычка много и напряженно трудиться не оставила Кураго и здесь. В Вологде он выполнил восемнадцать монументально-декоративных работ. А это немало, учитывая сколь физически тяжел этот труд. Ведь художник-монументалист не только создает эскиз произведения, но сам стоит на лесах в любую погоду, обжигает керамическую плитку, укрепляет ее на стене. В Вологде помощниками Кураго стали такие известные художники, как Евгений Гусев, Владимир Егоров, Виктор Сысоев и другие. Произведения мастера размещены практически во всех частях города. Так, въезжая в город со стороны Лукьяново, видишь динамичную роспись в технике сграффито «Спорт» на фасаде спортзала завода ВРЗ. Гуляя в районе 32 школы (улицы Кирова и Хлюстова), обязательно останавливаешься взглядом на ярких, красочных мозаиках на тему сказок («Гуси-лебеди», «Золотой петушок», «Конек-Горбунок») на стенах детского сада. Манеру расположения элементов мозаики прямо на светлой стене из силикатного кирпича Кураго перенял от выдающегося московского монументалиста Бориса Тальберга, с которым встречался во время работы на творческих дачах Союза художников «Сенеж», «Челюскинская», «Старая Ладога». В этой работе, как никогда прежде, очень важно было отвечать духу детского учреждения. Чтобы малыши, гуляя вокруг садика, могли рассматривать и понимать изображения. Другая группа мозаик детского сада предназначена скорее для взрослых и называется «Счастливое детство»; она выполнена в иной стилистике. Здесь проявилась любовь мастера к французскому художнику XX века Фернану Леже. Образ младенца на раскрытых ладонях вызывает трепетное чувство любви и нежности. Все прилетающие в Вологду пассажиры видят монументальную мозаику «Гостеприимная Вологда», расположенную на торце здания аэровокзала. Ее отличает, как и всегда у Кураго, умение великолепно вписать композицию в архитектуру здания, выявить характер постройки, богатство цветовой нюансировки. Повествовательный характер отличает мозаичные панно «Пионерия» на фасаде здания пионерского лагеря «Горн», «Молодежь в сельском хозяйстве» на стене корпуса спортзала Молочной академии, роспись «Из истории Вооруженных Сил России» в фойе Вологодского областного военкомата. Бронислав Антонович всю жизнь занимается также станковой живописью, участвует со своими пейзажами, натюрмортами и портретами в различных выставках. В последние годы он активно разрабатывает рубцовскую тему. Просматривая полотна Кураго и сравнивая их с его монументальными работами, замечаешь, как особенности настенной росписи переходят в картины. Это сказывается и в любви к укрупненным формам, декоративности художественного решения, некоей «переливчатости» колорита, идущей от сверкания смальты, применяющейся в мозаике, любви к сдержанной, но насыщенной глубине цвета. Его картины имеют стилистическую связь с монументально-декоративными работами. Много сил и труда отдал Бронислав Кураго общественной деятельности. Восемь лет он возглавлял Вологодскую организацию Союза художников России, руководя ею в непростые времена «перестройки» и начала 1990-х годов. Ярким эпизодом его общественной и творческой жизни были контакты вологодских художников с венгерской организацией художников из города-побратима Мишкольца. Проходят годы, а этот мастер - всегда в творческом строю. Он живо откликается на все новое в искусстве и активно участвует в вологод-ской художественной жизни.
Комментарии (0)