Что изменилось в отношениях госавтоинспекторов и водителей?

statics/images/arcticles/112017/01112017x32753507.jpg
Несмотря на то, что федеральные информагентства активно пугают автолюбителей, грядущие изменения нормативной базы сулят водителям не только осложнения на дорогах.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/112017/01112017x651b0502.jpg
Новый регламент общения госавтоинспекторов с водителями содержит и уже известные, и новые важные пункты.
В России 20 октября вступил в силу новый регламент работы ГИБДД, куда добавлен ряд существенных пунктов, а некоторые, наоборот, оттуда исчезли. Даже вполне уважаемые издания страны уже сделали неутешительные выводы: инспекторам теперь можно все, а водители попадают под волну штрафов и притеснений… Так ли это на самом деле, разбирался «Красный Север».

Стоп, снято!

Одной из главных причин для беспокойства водителей стало исключение из нового регламента пункта о разрешении на фото- и видеосъемку действий госавтоинспектора. «Снимать теперь нельзя!» - категорически заявляют некоторые «эксперты» федеральным СМИ и тут же делают «далеко идущий» вывод: у госавтоинспекторов фактически развязаны руки. 
- А если у меня работает видеорегистратор в машине, когда меня остановил инспектор, мне придется выключать его? - робко интересуется автолюбительница Татьяна из Вологды.
- Пункт о фото- и видеосъемке убрали из регламента, поскольку право на получение и распространение гражданами информации, если это делается законными способами, прописано в Конституции, - пояснил начальник УГИБДД УМВД России по Вологодской области Денис Воробьев. - Кроме того, согласно Закону «О полиции» полиция является публичным и открытым институтом, если речь не идет об охранных либо оперативно-розыскных мероприятиях, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны и о защите прав граждан и организаций.
Так что госавтоинспекторы могут пресечь процесс фото- или видеосъемки на дороге только в том случае, если это нарушает права других граждан или мешает их работе: к примеру, если очевидцы ДТП, посторонние люди, решили сфотографировать пострадавших при аварии или если съемка затрудняет работу сотрудникам полиции, которые занимаются сбором доказательств. 
835,8 

миллиона рублей штрафов выписано в Вологодской области за 1,1 миллиона нарушений на основании данных камер за 9 месяцев 2017 года. Всего в регионе 57 стационарных и 117 передвижных комплексов. 

Как признаются вологодские госавтоинспекторы, когда разрешение на фото- и видеосъемку было новшеством, сразу же нашлись «активисты», которые умышленно совершали правонарушения, чтобы их задержали. Таким образом они получали возможность снимать происходящее на камеру телефона и провоцировать инспекторов на неподобающее стражам порядка поведение. На выкладываемых в социальных сетях роликах всегда заметно, когда «пострадавший от беспредела» очень старается, чтобы инспектор ему нагрубил. Но постепенно всплеск такой активности прошел, особенно когда выяснилось, что госавтоинспекторы тоже фиксируют общение с водителями на диктофон, а в патрульных машинах, куда приглашают водителей для составления протокола или освидетельствования на состояние опьянения, бывает установлено до трех видеорегистраторов. Так, однажды регистратор патрульной машины зафиксировал, как пойманная пьяной вологодская автолюбительница съела чек из алкотестера, думая, что бесследно уничтожает улику.
Словом, автолюбителям по-прежнему можно снимать инспекторов, а инспекторам - водителей.
Также в новом регламенте не указано, что инспектор при общении с водителем не имеет права курить. «Так что курить сотрудник ГИБДД может, но обязан быть вежливым», - сделали выводы сразу несколько известных федеральных новостных сайтов. Но такое «резюме» никак не соответствует действительности: ведь федеральный закон об ограничении курения табака запрещает гражданам курение на рабочем месте, а в органах МВД эта вредная привычка не поощряется в принципе. В Вологодской области, как и во многих других регионах, сотрудникам правоохранительных органов рекомендуется вести здоровый образ жизни и быть примером для других - в том числе и в отказе от курения. Таким образом, из нового регламента просто исключили пункты, уже предусмотренные вышестоящими нормативными актами страны.

Временно и постоянно

А вот еще один новый пункт действительно заставит водителей поработать над дисциплиной: отныне разрешено фиксировать нарушения ПДД приборами автоматической фиксации в зоне действия временных знаков (предыдущий вариант регламента это запрещал). Однако отсутствие запрета влекло за собой многочисленные нарушения и ДТП, так что теперь водителям следует быть внимательными и для собственной безопасности, и для экономии семейного бюджета. 
Наиболее часто встречающиеся на Вологодчине временные знаки - это «обгон запрещен», «остановка запрещена» и знаки ограничения скорости на ремонтируемых участках дороги. Нередко водители, выезжая за город и видя, что трасса ремонтируется, продолжают ехать с обычной скоростью, не обращая внимания на новые знаки на желтом фоне. В итоге водитель сначала видит перед собой гладкий, только что заасфальтированный участок дороги, а когда этот участок резко заканчивается и начинается полоса со снятым асфальтовым покрытием, предпринимает экстренное торможение… Такой маневр может закончиться и съездом в кювет, и столкновением с заградительными элементами, да и жизнь и здоровье дорожных рабочих оказываются под угрозой. 
Теперь нарушения ПДД в зоне действия временных знаков будут фиксировать и стационарные, и переносные комплексы автоматической фиксации. Если на данном участке есть стационарный прибор, то он будет перепрограммирован в соответствии с новыми дорожными условиями. Сроки окончания ремонтных работ будут взяты под особый контроль, чтобы привести приборы фиксации нарушений в обычный режим. 
- Надеюсь, Госавтоинспекция, получив такое расширение своих полномочий, будет внимательна к срокам действия знаков, - говорит автолюбитель Владимир Чернаков из Череповца, который часто ездит в другие регионы. - К сожалению, нередки случаи, когда едешь на участке, где ремонт еще не начался или уже закончился, а знаки все еще стоят, и получается, что я несколько километров должен проехать со скоростью 30 километров в час, хотя реальной необходимости в этом еще нет или уже нет. А если ехать как обычно, да еще и камеры при этом фиксируют твои передвижения, - можно огромные штрафы получить.
Активно обсуждаются изменения, связанные со скрытым патрулированием: это не просто ситуация, при которой водитель не видит патрульный автомобиль, но и привлечение к фиксации нарушений ПДД автомобилей без цветографической схемы и маяков, выдающих принадлежность авто к ведомственному транспорту МВД.
По регламенту, патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден участникам дорожного движения. Но есть исключение: на аварийно-опасных участках дороги, а также при фото- и видеофиксации нарушений патрульный автомобиль может размещаться в местах с ограниченной видимостью. Действия, влекущие умышленное создание помех для распознавания водителями цветографических схем и маяков патрульного автомобиля, не допускаются. Однако теперь госавтоинспекторам разрешено несение службы на патрульном автомобиле без цветографической окраски с целью выявления нарушений ПДД, способствующих аварийности. 
- Как правило, у нас в Вологодской области автомобили без цветографической схемы и маяков работают во взаимодействии с патрульными автомобилями, - пояснил начальник УГИБДД УМВД России по Вологодской области Денис Воробьев. - Автомобиль, который выглядит обычным, фиксирует нарушение и передает информацию патрульному автомобилю, расположенному чуть дальше. Его наряд останавливает водителя, предъявляет ему фото зафиксированного нарушения, составляет протокол.

На заметку

За последнее время в ПДД внесен целый ряд изменений, которые должны хорошо знать водители:
-  запрещено перевозить детей автобусами «старше» 10 лет, а также устанавливать детские кресла на переднем сидении автомобиля, за нарушение этого запрета предусмотрен штраф 3000 рублей, а за оставление ребенка без присмотра в салоне автомобиля - 500 рублей;
-  за неснятую тонировку при первом попадании сотруднику ГИБДД штраф - 500 рублей, при втором - 5000 рублей, при третьем - лишение прав на срок от двух до шести месяцев;
-  начали действовать электронные ПТС.
А на днях премьер-министр Дмитрий Медведев подписал два постановления, которые вносят существенные изменения в Правила дорожного движения с 30 октября 2017 года. Первое дает региональным властям право наносить на проблемных перекрестках специальный новый вид разметки, чтобы обозначить границы перекрестка, которые нельзя пересекать в случае дорожного коллапса. Второе постановление призвано унифицировать правила проезда перекрестков с круговым движением. Теперь водитель, двигающийся по круговому перекрестку, всегда получает преимущество перед въезжающими на перекресток транспортными средствами. В ПДД добавлен пункт 13.111.

А вот слух о том, что для скрытой фиксации нарушений сотрудники ГИБДД могут привлекать машины обычных граждан, лишь снабдив их специальными приборами, Денис Евгеньевич решительно опроверг. Нарушения ПДД имеют право фиксировать только ведомственные автомобили, с цветографическими схемами или без, чьи экипажи прошли обучение по пользованию оборудованием, применяющимся при выявлении нарушений ПДД. 

Куда вас доставить?

Зато следующее изменение призвано облегчить жизнь водителям. Речь идет об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения. Теперь госавтоинспекторы обязаны отвезти водителя к машине, если тестирование подтвердило, что он трезв. Ранее сотрудники ГИБДД препровождали водителей назад лишь из медучреждений, а теперь это правило распространяется и на случаи, когда медосвидетельствование с помощью алкотестера осуществлялось не на месте остановки.
Однако водителя могут доставить не только к месту остановки, но и в дежурную часть полиции - если у автомобиля обнаружится неисправность, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена, причем будет очевидно, что неисправность возникла не в пути. Речь идет о тонировке стекол и фар, а также о фаркопах, частично закрывающих номерные знаки. Если водитель не хочет устранить неисправность на месте (или это невозможно - как в случае с фаркопом), то ему сначала будет выдано предписание об устранении нарушения закона. Водителю предложат оставить машину в месте остановки либо везти далее на эвакуаторе. Но при вторичном задержании за то же нарушение автовладельца привлекут к ответственности не только за эксплуатацию автомобиля с неисправностью, но и за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие прецеденты в области уже есть. 
Одной из причин, по которым госавтоинспекторам предписано выявлять неисправности у автомобилей, стало, в том числе, обилие поддельных диагностических карт.  «Красный Север» неоднократно обращался к этой проблеме. Так что если водитель не хочет знать, исправен его автомобиль или нет, то сотрудники ГИБДД при подозрении, что с машиной что-то не так, смогут обследовать ее на месте. Все проводимые мероприятия при отсутствии понятых госавтоинспекторы должны фиксировать на видео.
А самым «революционным» новшеством стала, пожалуй, отмена справок о ДТП. Теперь инспекторы будут оформлять только процессуальные документы - определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол об административном правонарушении. В документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП: об участниках инцидента, повреждениях транспортных средств, о страховых полисах ОСАГО. 
 
Регламенты ГИБДД

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: