Что происходит на авторынке и стоит ли ждать снижения цен?

Многие зарубежные бренды прекратили поставки машин в Россию и приостанавливают производства на территории нашей страны. Российские автозаводы страдают от недостатка импортных комплектующих, однако АвтоВАЗ объявил о старте производства новой упрощенной версии LADA. На фоне этого цены стремительно росли, причем как на рынке новых машин, так и на вторичном. Есть ли смысл в такой ситуации приобретать автомобиль или лучше отложить покупку, выяснял «Красный Север». 

Половина от плана

Минпромторг РФ прогнозирует, что продажи легковых автомобилей в России по итогам 2022 года могут составить порядка 750 тысяч штук, что на 55% ниже показателя прошлого года. 

По данным аналитиков Ассоциа­ции Европейского Бизнеса (АЕБ), в мае было реализовано 24 268 новых автомобилей - на 84% меньше, чем в мае 2021-го. Ожидается, что в июне падение рынка может замедлиться, и первое полугодие авторитейл может закончить с результатом порядка 360 тысяч проданных машин.

- На остатках есть еще машины, но продаж нет, - подтвердил «Красному Северу» Павел Куницин, руководитель Группы компаний «Мартен», дилер марок Toyota, Mitsubishi, LADA и Geely. 

Он отмечает, что многие потенциальные покупатели поместили свободные средства на вклады под 20%, которые были объявлены в конце февраля и начале марта. Сейчас истекает срок этих вкладов, и есть надежда на небольшое оживление рынка. 

Руководитель автосалона «ЮК-Авто» Юрий Красильников также подтверждает снижение продаж:

- Продажа трех-четырех машин в месяц - это почти ничто по сравнению с нормальным рынком. И это уже два месяца так. На оставшиеся модели поставщики взвинтили цены, закладывая в стоимость каждой от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей сверху. А на автокредиты под 13 - 15% вместо прежних 9% мало желающих. 

Дефицит повышает цены

Главной проблемой эксперты авторынка считают не падение спроса, а отсутствие поставок новых автомобилей и запчастей. Острый дефицит образовался не только в сегменте импортных автомобилей, но и среди тех моделей, выпуск которых локализован в России. 

А сохранившие производство заводы - АвтоВАЗ, Автотор, Мазда Соллерс, УАЗ, Хавейл Мотор - столкнулись с нехваткой комплектующих, что вызвало падение производства: весной 2022-го собрано на 70% меньше машин, чем годом ранее.

По данным аналитиков, за полгода цены на машины подскочили в диапазоне от 17 до 66%. К началу лета отмечается небольшая корректировка в сторону снижения за счет скидок и акций.

Но это может коснуться моделей только тех брендов, поставки которых в дилерскую сеть так или иначе продолжаются, то есть LADA, UAZ, корейских моделей, собираемых на Автоторе, и «китайцев» из большой «тройки» (Geely, Chery, Haval). В то же время падения цен в июне на такие очень популярные прежде автомобили, как Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, на машины многих японских и европейских марок, а также на все премиальные бренды ждать не стоит. Ни новых поступлений с локальных производств, ни импорта (за исключением ввоза для частных лиц) по ним не предвидится. 

- Сейчас прорабатываем варианты поставок через Казахстан, Армению, Объединенные Арабские Эмираты. Но пока продажи от частных лиц, выставляющих автомобили в салоны с комиссией, - единственный на сегодня вариант продержаться, - отмечает Павел Куницин.

- Поставки из других стран, без­условно, увеличивают логистическое плечо, что неизбежно скажется на стоимости автомобилей для покупателя. Но мы это уже проходили: в 90-е целыми контейнерами доставляли запчасти и машины из ОАЭ. Так что уж совсем рынок не рухнет, - дополняет Юрий Красильников. 

Пока купить и привезти машину в Россию из Казахстана может только физическое лицо. Несмотря на формальное разрешение параллельного импорта, он пока не заработал в полную силу в части ввоза автомобилей.

- Мы сейчас формируем общую позицию с отраслью для того, чтобы вносить в Правительство на последующее рассмотрение очередные пакеты поддержки, - сказал на пресс-конференции с журналистами Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ. 

Кроме того, по словам министра, некоторые иностранные автопроизводители уже подтвердили Минпромторгу намерения возобновить работу заводов в России.

- Пока со всеми основными брендами мы находимся в диалоге. С кем-то у нас есть четкое понимание, что они сохраняются: и производственные мощности, и поставки комплектующих на наш рынок, - сказал он. - Возможно, что с кем-то придется, к сожалению, попрощаться, потому что мы не можем ждать бесконечно.

Новые стандарты

Для поддержки автопроизводителей в условиях санкционного давления Правительство РФ до 1 февраля 2023 года смягчило требования к сертификации автомобилей в России. Разработан новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Он позволяет снизить требования к безопасности автомобилей, использовать параллельный импорт и устанавливать неоригинальные детали. Поэтому в продаже появятся машины «Евро-2» (или ниже) без подушек безопасности, ABS и других вспомогательных систем. 

Тем временем АвтоВАЗ сообщил о старте продаж «LADA Гранта Классик» 2022 модельного года стоимостью от 678 000 рублей. Это первый автомобиль, который начали продавать после смягчения требований к сертификации транспортных средств в России.

Новую LADA будут продавать без подушек безопасности, преднатяжителей ремней, иммобилайзера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, АБС, системы вспомогательного торможения BAS и запасного колеса. Экологический класс автомобиля понизили с «Евро-5» до «Евро-2». Производитель разрешил заливать бензин АИ-92. АвтоВАЗ предупредил: из-за того, что автомобиль сертифицирован по новым правилам, на нем будет можно ездить только в России. 

- Пока поставок новой модели не было, так что рано говорить о спросе на нее, - отметил Павел Куницин. 

В начале июня бывший завод французского автоконцерна «Рено Россия» в Москве официально пере­именовали в «Москвич». Планируется, что на предприятии наладят выпуск автомобилей под таким же названием, в перспективе - электрических. 

В интервью РБК министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сказал, что также есть планы возрождения бренда «Волга» или «Победа», а возможно, и обоих. Кроме того, Минпромторг ожидает старта производства новых электромобилей под брендом Evolute на липецком заводе «Моторинвест» в третьем квартале 2022 года. 

По итогам совещания у главы государства по вопросам развития автопрома 16 июня стало известно, что Минпромторг выделит 20,7 миллиарда рублей на поддержку спроса на автомобили. На автокредитование направят 10,2 миллиарда, программы льготного лизинга получат 4,9 миллиарда рублей. Также Правительство РФ профинансирует скидки на электрический транспорт на 2,6 миллиарда и газомоторную технику на 3,3 миллиарда рублей.

Подержанный или новый?

- Учитывая темпы падения рынка в апреле - мае 2022 года, опасаемся увидеть просадку и вторичного рынка процентов на 50. Пойти в рост он может только при совпадении двух факторов: сигналов об однозначной стабилизации политической и экономической ситуаций в России и при нехватке новых автомобилей, - считает Роман Козенков, коммерческий директор компании «Автоцентр Премьера».

- Думаю, что в ближайшее время альтернативой приобретению нового автомобиля станет услуга «трейд-ап», когда взамен старой машины покупатели получают автомобиль со сроком эксплуатации в один-два года. Мы рассчитываем таким образом активизировать продажи, - рассказал Павел Куницин. 

- Труднее всего придется монобрендовым автосалонам-партнерам премиальных брендов. Имея более гибкую матрицу продаж, можно лавировать, - отмечает Юрий Красильников.

Вологодские автодилеры также советуют присмотреться к китайскому авторынку: на формирование нового спроса уйдет какое-то время, но здесь есть вполне качественные варианты. 

- Сейчас нет смысла рассуждать всерьез о перспективах доходности дилерского бизнеса. Очевидно, кто-то сможет пересидеть, а кто-то утонет. Количество дилерских предприятий, похоже, за год-полтора уменьшится в разы. Есть вера в Китай и надежда на Корею. Есть понимание того, что спрос будет сильно смещаться в сторону автомобилей с пробегом и что самый надежный хлеб для дилера - это качественный сервис. Именно в этих направлениях находятся основные векторы выживания для дилерских предприятий, - резюмирует генеральный директор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.

- Менять ухоженный трех-, пятилетний или даже 10-летний автомобиль на «Жигули» за два миллиона рублей не стоит. Покупать китайский за три миллиона - тоже, считаю, сомнительно. Да, они выглядят неплохо, очень много всякой светомузыки, но инженерия пока слабая. Впрочем, они довольно быстро развиваются в этом направлении в отличие от нас, как ни грустно это признать. Так что я лучше продолжу эксплуатировать нынешний автомобиль. При нормальном уходе машина имеет ресурс до 200 тысяч километров пробега. Запчасти, конечно, - головная боль, но это дешевле, чем сегодня по космическим ценам покупать новое авто, - считает череповецкий автомобилист Олег Сабуров. 

- Я и раньше планировал максимально продлевать эксплуатацию своей машины, а в свете последних событий считаю, что менять машину, если она не приносит серьезных проблем, - это глупость. При должном уходе она наверняка прослужит так же надежно еще несколько лет. Есть, конечно, любители менять машины каждые три года. Ну так они и продолжат этим заниматься невзирая на кризисы. А мое мнение - эксплуатировать машину по максимуму, не менять! - считает вологжанин Сергей Иваницкий. 

Цены Авторынок

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: