Депутатов возмутили высокие цены на бензин

statics/upload/iblock/62d/06_6972.jpg
Стоимость горючего на Вологодчине заметно выше, чем в соседних регионах.
Фото Сергея Юрова
После обращения областных парламентариев в Управление ФАС по Вологодской области специалисты ведомства возбудили дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». На минувшей неделе в ЗСО пригласили руководство регионального представительства нефтяной компании для того, чтобы выяснить, почему бензин на Вологодчине стоит дороже, чем в соседних регионах. 

Почему у нас дороже?

- Будем ругать, сильно, - фактически фразой из «Бриллиантовой руки» предупредила перед началом заседания депутат Марина Денисова руководителя Вологодского регионального отделения компании «Лукойл-Волганефтепродукт» Алексея Тамодина. 
- Проблемой высоких цен на бензин занимались еще депутаты прошлых созывов, активно подключалось правительство области и УФАС. Однако тема эта непростая, иначе, думаю, решение давно было бы найдено, - признает председатель ЗСО Андрей Луценко.
Напомним, что депутаты подняли вопрос цен за топливо сразу после избрания нового созыва. Еще в декабре 2016 года был сделан соответствующий запрос в антимонопольные органы. 
- Как нам сообщили в региональном Управлении ФАС, по результатам рассмотрения заявления депутатов комитета и мониторинга цен на нефтепродукты выявлены признаки монопольно высокой цены при розничной реализации бензина АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива на территории области в 2015-м и 2016 годах. В результате было принято решение создать Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, - рассказал руководитель постоянного комитета по экономической политике и собственности Денис Долженко.
В ходе обсуждения прозвучали данные о том, что в декабре 2016 года в Вологодской области средняя цена 92-го бензина достигала 37,12 рубля за литр. При этом в соседних с нами Ярославской и Ленинградской областях топливо стоило значительно дешевле - 33,43 и 34,74 рубля соответственно. Более того, даже в северных регионах, таких как Архангельская область и Республика Карелия, цены на АЗС выгодно отличались от вологодских. 
- Почему так происходит? - возмущались депутаты. 
Отвечая на этот вопрос, руководитель Вологодского регионального отделения компании «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Алексей Тамодин долго рассказывал о том, сколько лет компания представлена на рынке Вологодчины, как она работает над качеством топлива и обслуживания, в каких социальных проектах участвует. 
- Мы все это видим. Тем не менее в других регионах компания «ЛУКОЙЛ» поступает точно так же, но там цена отличается, - не убедили эти доводы Дениса Долженко. 
- Рост цен на бензин в 2016 году составил порядка 6%, что сопоставимо с уровнем инфляции. Основная причина - это сложная логистика для региона, поскольку топливо поставляется из Пермского края, Нижнего Новгорода и Ухты, - пояснил нефтяник. 
Впрочем, нужно отдать должное Алексею Тамодину хотя бы потому, что он единственный из розничных продавцов топлива пришел на заседание в областной парламент. Хотя, как выяснилось, приглашали и других. 
По его словам, сегодня сеть «ЛУКОЙЛа» в Вологодской области составляет 61 АЗС. При этом часть из них, особенно удаленных от крупных городов, просто нерентабельные. 
- Почему вы скрываете от депутатов число убыточных заправок? Если не можете ответить, то мы сделаем запрос вышестоящему руководству, - внес остроту в обсуждение депутат Георгий Шевцов. 
- Как же тогда выживают небольшие сети, состоящие из трех-четырех АЗС? Ведь они ориентируются на «ЛУКОЙЛ» и держат цены на рубль дешевле, - недоумевал и депутат Антон Гримов. 
По словам Алексея Тамодина, как правило, такие АЗС везут топливо с Ярославского нефтеперерабатывающего завода. 
При этом внятного ответа на вопрос, почему в таком случае вологжане обязаны оплачивать издержки, связанные с доставкой топлива издалека, депутаты так и не получили. Нефтяник лишь подчеркнул, что вопросы ценообразования находятся не в его компетенции, решает все головная компания в Нижнем Новгороде. 

Разбирательство может затянуться

Депутат Владимир Буланов напомнил о том, что еще в бытность губернатором Вячеслава Позгалева правительство области заключило с компанией «ЛУКОЙЛ» соглашение о предоставлении определенных налоговых преференций (к слову, это соглашение действует до конца 2017 года) в обмен на развитие в регионе сети АЗС.
По мнению замгубернатора Виталия Тушинова, главным сдерживающим фактором роста цен на бензин в области может стать только развитие конкуренции. Областные власти «привели» в регион такого крупного игрока, как «Газпромнефть» (открыты заправки в Вологде и Череповце), а также вели переговоры с «Татнефтью». При этом важно, чтобы новые игроки не выравнивали цены вслед за региональным монополистом, а старались все-таки их сдерживать. 

Региональный дорожный фонд формируется за счет акцизов на топливо. Транзитный транспорт проезжает нашу область без заправки, поскольку топливо у нас дороже, чем у соседей. И мы недополучаем средства в дорожный фонд.

Виталий ТУШИНОВ, заместитель губернатора области.
Руководитель Вологодского УФАС Наталия Мерзлякова подчеркнула, что цены на автомобильное топливо являются свободными и не подлежат государственному регулированию. И ни один орган власти, в том числе и антимонопольное ведомство, не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на подобную продукцию.
Наталия Валерьевна рассказала о тех случаях, когда полномочия антимонопольного органа позволяют вмешаться в процессы ценообразования. Это возможно только в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке путем установления монопольно высокой цены товара (но тогда компания должна заявить об этом публично) или в случае осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на товарном рынке, приводящих к установлению или поддержанию цен. 
Тем не менее в настоящее время Вологодским УФАС все-таки возбуждено дело в отношении «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции»:
- Признаки нарушения выразились в установлении «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» монопольно высокой цены при розничной реализации бензина, в то время как оптовые цены на него снижались, - пояснила Наталия Мерзлякова.
Впрочем, процесс разбирательства, по ее словам, может занять до девяти месяцев. И если нарушение закона удастся доказать, то нефтяной компании будет выдано соответствующее предписание. За ним последует либо снижение цены на топливо, либо штраф, который рассчитывается исходя из оборотов компании. 
Депутаты ЗСО высказали заинтересованность в участии в этом разбирательстве. Первое заседание комиссии УФАС по этому делу назначено на 20 февраля.
 
 
Топливный рынок

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: