Из Сазонова советские асы летали бомбить Берлин

statics/images/arcticles/102020/13102020x7a43780a.jpg
Автор письма в редакцию Николай Васильевич Смирнов регулярно занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и всего населения области.
Фото из личного архива
statics/images/arcticles/102020/13102020x61797977.jpg
На Пильнецком аэродроме в окрестностях поселка Сазоново Чагодощенского района. Военное фото.
Не все жители Вологодчины знают, что Чагода, а также ее окрестности, в годы Великой Отечественной войны были прифронтовой зоной. Фронт находился в близлежащем Тихвине, а невдалеке, почти на соседней железнодорожной станции Заборье, можно сказать, начиналась Дорога жизни. Об этом мне, родившемуся в Чагоде, и хочется рассказать.

Аэродром «Пильно»

К фронту беспрестанно шли войска, трудармия, военные грузы. Обратным путем эвакуировали раненых, беженцев, ленинградских блокадников. Всю железную дорогу от Тихвина и сорокакилометровый перегон от станции Подборовье Ленинградской области до Чагоды нещадно бомбили. Гибло много людей. Вдоль этой ветки на железнодорожных разъездах на 32-м и 39-м километрах есть забытые, необозначенные и неучтенные могилки. Прифронтовая зона жила прифронтовой жизнью, законами, нормами и правилами войны. Формировались отряды по борьбе с диверсантами и шпионами, закладывались базы для партизан.
Хочу рассказать о нескольких объектах особого значения того времени, находившихся на территории моего родного Чагодощенского района. Из военных сводок: 
«8 августа 1941 года дальние бомбардировщики 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота под командованием полковника Е. Н. Преображенского бомбили Берлин. Все самолеты вернулись на свою базу. Позднее они же совершили еще восемь бомбовых ударов по столице фашистской Германии».
В этой информации примечательны два момента.
Во-первых, Евгений Преображенский - наш земляк, уроженец Кирилловского района Вологодской области, позднее командовавший всей авиацией Военно-Морского флота СССР. Во-вторых, мало кому известно, но с октября 1941 года полк базировался на аэродроме «Пильно», который находился вблизи одноименной деревни на северной окраине поселка Сазоново Чагодощенского района. Командовал полком уже другой офицер, а Евгений Преображенский был назначен командиром авиационного соединения. Поле напротив автостанции Сазоново на трассе Вологда - Новая Ладога и по сей день в народном обиходе называется «Аэродромом». В лесу вокруг него и сейчас видны очертания сгнивших и осыпавшихся блиндажей, землянок и капониров. 
В Мурманской области существовал музей-хранилище техники тех героических лет. Есть там и остатки машин ДБ (дальних бомбардировщиков), на которых воевали летчики этого полка. Они внесли огромный вклад в победу и до конца войны громили врага на Волховском, Ленинградском, Карельском фронтах, на Балтике, в Скандинавии и на территории Германии. В память о них на месте бывшего военного Пильнецкого аэродрома недавно установили скульптуру летчика. Неплохо было бы приобрести самолет ДБ, отремонтировать его и тоже установить тут же!
Богатый материал по истории авиаполка был собран в 1960 - 1970 годы пионерами Сазоновской санаторной школы-интерната: личные письменные воспоминания летчиков, фотографии, документы. Знаю, что фонды музея при закрытии школы-интерната были переданы районному музею, и дальнейшая их судьба мне неизвестна.

Госпиталь Волховского фронта

Старое здание бывшей школы № 2 - еще одно знаковое место для Чагоды. Местный стеклозавод был построен в легендарное время - в годы первой советской пятилетки (1926 - 1931). Тогда же начал строиться и поселок. Три улицы - Кооперативная, Революции и Советская - расходятся от центральной площади в разные стороны. Отдельной стрелкой на восток уходит улица Стекольщиков. Полудугами пересекают их улицы Первомайская, переходящая в улицу Кирова, и Школьная. Всмотритесь в старые фото, какие дома строили в центре Чагоды, архитектура - диво! Также считаю дивом и тот факт, что дома не подверглись бомбежкам в годы войны. Улица Школьная потому так и названа, что в дальнем от площади конце поселка находилась школа. Именно в ней был развернут госпиталь № 2715 Волховского фронта, который спас жизни и вернул в строй сотни красноармейцев.
Конечно, время наложило на все свой отпечаток. Здание состарилось, и школу построили на новом месте. В старой же некоторое время существовал районный музей (самое то!). Однако процесс старения при отсутствии должных ремонтов продолжался, и теперь здание признано аварийным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Музею пришлось переехать на новое место.
Свидетели тех давних событий - два двухэтажных деревянных дома в Чагоде - стоят до сих пор. И по сей день в них живут люди. Находятся они в непосредственной близости к объектам особой важности воен­ных лет: в начале Сенной улицы находится нефтебаза, на улице Движенцев - железнодорожная станция Чагода со всей инфраструктурой. 
Свидетелями тех событий стали многие здания Чагоды. Сейчас дома уже признаны аварийными, и судьба у них одна - снос. Каким-то образом хотя бы память о них оставить! Например, в доме № 6 на улице Движенцев долгие годы жил с семьей легендарный железнодорожник-паровозник, единственный в округе кавалер ордена Ленина Иван Гордеевич Лемехов. Награда та - за войну. Все военные годы он водил воинские эшелоны на фронт и с фронта, к Ленинграду и назад. В Чагоде еще живы его внуки и правнуки.
Территория возле этих домов, а также пристанционные скверики, земля внутри маневрового треугольника, образованного главными путями станции и подъездными путями стеклозавода, перелесок, прилегающий к местечку Щепянка за бывшей пивнушкой «Голубой Дунай», у складов заготконторы и перед пакгаузом - все в воронках. Их и по сей день можно разглядеть. Это ли не музей под открытым небом? Это ли не память? Нам забывать нельзя!
Николай СМИРНОВ, поселок Чагода
К 75-летию Победы Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: