Как отразится на России ситуация на Ближнем Востоке?

statics/images/arcticles/012020/09012020xb0460072.jpg
Похороны генерала Касема Сулеймани превратились в многотысячные антиамериканские демонстрации по всему Ирану.
Фото с сайта sputnik-georgia.ru
Чем грозит миру обострение конфликта между США и Ираном - вопрос, волнующий сейчас очень многих. И хотя Ближний Восток и Вологодчину отделяют тысячи километров, «Красный Север» поговорил с экспертами о том, к чему стоит быть готовыми.

Обменялись ударами

Напомним, что причиной очередного обострения стало убийство американцами на территории Ирака главы иранского элитного спецподразделения «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани. Кортеж, в котором находился один из самых влиятельных командиров КСИР (Корпуса Стражей Исламской Революции), был атакован ударными беспилотниками.
В ответ иранский парламент единогласно объявил Пентагон и всех американских военных «пособниками террористов», а лидеры страны пообещали жестко отомстить США, «выбрав место и время по своему 
усмотрению».
Видимо, это время настало в ночь на 8 января, когда больше десятка иранских ракет разорвалось на территории американской военной базы Аль-Асад в Ираке. Иранское телевидение тут же сообщило о 80 убитых, в том числе о «нескольких погибших американцах». Однако на момент, когда пишутся эти строки, официальных данных о погибших и раненых на базе пока не поступало. 
Но можно не сомневаться, что теперь уже США обязательно ответят «ударом на удар», тем более что еще накануне ракетной атаки на Аль-Асад Дональд Трамп пригрозил Ирану уничтожением сразу 52 инфраструктурных объектов.
Эти события совпали с крушением в аэропорту иранской столицы направлявшегося в Киев пассажирского «Боинга» с украинским экипажем. Все находившиеся на борту 177 человек, в том числе граждане Ирана, Канады, Швеции, Германии, Англии, Афганистана и Украины, погибли. Появившаяся в первые минуты после катастрофы версия, что пассажирский «Боинг» мог быть сбит ракетой, впоследствии не подтвердилась, но все же добавила общей нервозности в и без того взрывоопасную ситуацию.

Комментарии

Галина ТЕЛЕГИНА, президент Вологодской 
торгово-промышленной палаты:

- Многолетние санкции США против Ирана в свое время и так уже сильно сказались на экономических связях России с этой ближневосточной страной, в том числе и на региональном уровне. 
В Иране - своя специфика плюс большие трудности с выводом валютной выручки. В период наблюдавшегося где-то полтора-два года назад некоторого ослабления санкционного гнета были попытки прийти на перспективный иранский рынок компаний из Липецкой области и Чечни, но о каких-то крупных проектах по линии Вологодчины лично мне ничего не известно. 

Олег БАВЫКИН, председатель иностранной комиссии Союза писателей России, бывший директор Советского культурного центра в Дамаске:
- Текущий конфликт Ирана, Ирака и США на данный момент отражается на нас в самой меньшей степени. Обострение произойдет, если США начнут вторжение в Сирию от границы Ирака. В Ираке им удалось свергнуть правительство Саддама Хусейна и фактически изменить власть внутри чужого государства. В Сирии у них это не получилось. Пока не получилось. А вообще у США был шанс на поддержание более-менее мирного положения на Ближнем Востоке, но они умудрились снова спровоцировать кризис.

При этом важно понимать, что в орбиту международного конфликта уже сейчас втянуты не только США, Иран и соседний Ирак. Речь идет как минимум о 30 государствах, каждое из которых имеет на Ближнем Востоке свои интересы.
Само противостояние США и Ирана, то затухая, то обостряясь вновь, продолжается еще с конца 70-х годов. Поводы были самыми разными: захват протестующими американского посольства в Тегеране, иранская ядерная программа, борьба Ирана с Саудовской Аравией, которая является давним и стратегически важным партнером США в регионе. 

Разум победит?

Автору этого материала в марте прошлого года довелось побывать на северо-востоке Ирана. Тогда как раз по этой исламской стране прокатилась очередная волна студенческих протестов. Но нужно понимать менталитет иранцев. Они могут сколь угодно долго ругать за глаза своего президента, но никогда не скажут ничего плохого о духовном лидере государства Али Хаменеи, которому, по сути, и принадлежит основная власть в стране, где религиозный фактор играет важнейшее значение, в том числе и для моментального сплочения нации.
Если добавить сюда большие человеческие ресурсы (а население Ирана составляет более 80 миллионов человек) и боеспособную армию, основу которой составляет все тот же КСИР, то становится понятно, почему американцы пока не пытались расправиться с Ираном так же, как сделали это в свое время с Ираком. Долгое время США уже пытались задушить Иран жесткими санкциями. Сейчас геополитические ставки особенно высоки, и во что выльется новое начавшееся противостояние, предугадать невозможно. Но, видимо, «жарко» будет не только в Иране и Ираке, но и на востоке Турции с ее нерешенным «курдским вопросом», и в раздираемых гражданскими войнами Ливии и Йемене, и особенно в Сирии.
Кстати, именно силы КСИР под личным руководством Касема Сулеймани вместе с частями сирийской правительственной армии и самолетами ВКС России помогли освободить от боевиков сразу несколько сирийских провинций, оккупированных в свое время самыми разными группировками. Некоторые из них, и это уже общеизвестный факт, были вооружены американским оружием и проходили подготовку под руководством профессиональных военных из США. Все это также дало повод американцам признать КСИР «террористической организацией», с чем ни Россия, ни тем более Иран категорически не согласны. 
- Прямого влияния на наш регион я пока от ирано-американского противостояния не вижу, но косвенное, конечно же, будет, - считает известный вологодский политолог Андрей Патралов. - Любое обострение на Ближнем Востоке тут же сказывается на росте цен на нефть и некотором укреплении рубля. Но это, пожалуй, единственный плюс. А вот минусов гораздо больше. Даже если противостояние не перерастет в полномасштабную войну, эскалация напряженности может привести к новым финансовым и экономическим санкциям США и большинства поддерживающих их западных стран как в отношении Ирана, так и его союзников, а значит, и против России. То есть как минимум к дополнительной финансовой и экономической нагрузке, которую почувствуют все регионы. 
Большинство российских аналитиков считают, что ирано-американский обмен ударами к полномасштабной войне все же не приведет. Оба противника прекрасно понимают, что это чревато большими людскими потерями для тех и для других, а также резким возрастанием террористической угрозы по всему миру. Основное противостояние, скорее всего, сведется к локальным военным операциям, дипломатическому и экономическому давлению. 
Когда верстался номер, мировое сообщество находилось в ожидании оглашения позиции США по этому вопросу, которую должен был озвучить президент Дональд Трамп.
Владимир РОМАНОВ, Ольга ИЛЬИНСКАЯ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: