Как сделать музеем целый город

statics/images/arcticles/052023/17052023x7e2720c4.jpg
Алексей Новоселов с детства хотел почитать про Тотьму, но, кроме пары книжек 80-х годов, не мог ничего найти. Поэтому сейчас закрывает этот «голод».
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/052023/17052023xae607893.jpg
Деревянные скульптуры - изюминка экспозиции Тотемского музея.
statics/images/arcticles/052023/17052023xaf76c863.jpg
Археологи открывают солеподъемные трубы.
Фото с сайта Тотемского музейного объединения

«Можно уехать из Тотьмы, но Тотьма никогда не уедет из тебя», - говорит о себе Алексей Новоселов, директор местного музейного объединения. Деятельность Алексея известна не только в округе, но и далеко за его пределами - к нему на обучение продвижению малых музеев съезжаются специалисты со всей страны, а город стал привлекать все больше туристов.

«С вас 372 рубля»

Его бабушка, учитель русского языка и литературы тотемской школы № 1, много сил посвятила исследованию жизни и творчества Николая Рубцова, так что Алексей считает любовь к краеведению наследственной. Родители работали в газете «Тотемские вести», поэтому свежая пресса всегда была у юного краеведа-любителя под рукой.

Однажды он прочитал в газете, что когда-то в Тотьме был парк при усадьбе Кокоревых. Писали, что там были беседки, пруд, скамейки, редкие деревья… Стал расспрашивать учителей и родных, где же располагалась вся эта красота? Но никто не знал. Алексей обратился в местный краеведческий музей, где для него нашли архивные документы об этой усадьбе.

- «С вас 372 рубля за работу с документами», - сказала мне сотрудница музея. Я заплатил, потом ра­зыскал это место - там была свалка и поляна, заросшая травой, на которой паслась коза, - вспоминает Алексей.

Наша справка

Алексей Новоселов был назначен директором музейного объединения в 22 года, в 2014 году. За девять лет он привлек в родной город более 50 миллионов грантовых средств на развитие краеведения и благоустройство. Посещаемость Тотемского музейного объединения выросла с 52 тысяч человек в 2014 году до 80 тысяч в 2022-м.

С его участием вышло несколько книжных изданий: «Тотьма. Интересный путеводитель по интересному городу», «По следам тотемского барокко», «Тотемский район: прошлое, настоящее, будущее», трехтомник «Осколки времени. Тотьма на фотографиях», «Феодосий Вахрушов. Свобода быть собой», «Николай Рубцов на Тотемской земле», «Соль Тотемская: от Средневековья до наших дней».

В 2019 году просветительский проект «Школа музейного развития «За пределами столиц» выиграл в конкурсе «ИнтерМузей», опередив в номинации таких гигантов, как «Петергоф», «Русский музей» и «Дарвиновский музей». 

Сейчас, благодаря его инициативе, в Тотьме открывается «Сад купцов Кокоревых»: Алексей с гордостью проводит для нас небольшую экскурсию по благоустроенному садику с белоснежными скамейками, качелями, беседкой, мостиком, фонарями. Засохшее дерево в центре будет превращено в инсталляцию в виде кактуса и кошки, потому что главными увлечениями купцов Кокоревых были кактусы и кошки. Открытие сада запланировано на 20 мая.

Коренной тотьмич, Алексей окончил отделение культурологии Вологодского университета. Его дипломная работа была посвящена тому, какие отзывы в социальных сетях оставляют туристы, посещающие малые города Вологодчины: Великий Устюг, Тотьму и Белозерск. По результатам исследования, Тотьма и Белозерск зачастую становятся для туристов неожиданными открытиями: о, оказывается, тут есть на что посмотреть!

Глава муниципалитета Сергей Селянин даже пригласил тогда Алексея выступить с результатами своего исследования на одном из районных мероприятий - так завязалось их знакомство. А потом юный выпускник уехал в Санкт-Петербург, устроившись на работу в одну из туристических компаний северной столицы.

- Я, как и многие студенты, мечтал «свалить». Казалось, что в большом городе будет больше возможностей. Полгода я наслаждался тем, что у меня самый красивый в стране маршрут от дома на работу: от Васильевского острова до центра Петербурга. А потом… понял: кто я здесь? Очередной винтик в огромной туристической машине Питера, где своих краеведов полно! А сердце мое так и осталось в Тотьме, - улыбается Алексей.

Он стал переписываться с главой района, выступая то с одной, то с другой инициативой. И вдруг Сергей Леонидович предложил: «А давай ты сам попробуешь все это реализовать? Есть вакансия директора музейного объединения».

- Это был вызов. Я культуролог без году неделя, а в музее люди годами трудились, нарабатывая свою репутацию... Но именно в силу юношеского азарта согласился: а почему бы и нет?! Не попробую - не узнаю!

Алексей признается, что далеко не весь коллектив принял молодого директора с распростертыми объятиями. С некоторыми людьми приходилось расставаться, с другими - искать точки соприкосновения, договариваться, учиться работать на результат, находить единомышленников. За это время сменилось 50% коллектива музейного объединения, но эти перемены пошли музею во благо, считает Новоселов:

- Мы же в Тотьме все друг у друга как на ладони, все друг другу сват, брат, сосед. Люди помнят меня мелким пацаном, а тут - директор. Поэтому я не обращаю внимания на то, что обо мне говорят. Не люблю ссориться, не вступаю в пререкания. Для меня главное - результат.

«Тот самый, в бабочке?»

Одной из острых проблем для нового директора стал поиск финансирования. Музей находится на бюджете района, который покрывает лишь базовые ставки и оплату коммунальных услуг. Все остальное - сами. Бывали случаи, когда из-за долгов по коммуналке Новоселов умолял электриков не отключать освещение, прося подождать, пока пройдет платеж, или готов был ночевать в музее, когда отключили сигнализацию.

Пригодились университетские знания о проектной деятельности и системе соискания грантовых средств. Первым пробным шагом стал проект создания информационных стендов с материалами о забытых и утраченных достопримечательностях Тотьмы - лишь со второго раза он выиграл грант в 700 тысяч рублей в Фонде Тимченко.

- Да, у нас есть много чего рассказать и показать. Но как вести экскурсии, когда полгода в Тотьме агрегатное состояние дорог - то, что я называю жижа. Так родилась идея принять участие в масштабном конкурсе Минстроя по благоустройству малых городов, - вспоминает наш собеседник.

Тотьме удалось выиграть грант на 54 миллиона рублей для первого этапа благоустройства Набережной Кускова. Затем - 8-миллионный грант на вторую очередь в конкурсе по проекту «Комфортная городская среда».

- Без поддержки администрации мы бы не справились, потому что эта деятельность выходит за рамки музейного объединения. Но без благоустройства даже продвижение музея не сработает: туристам нужна инфраструктура. А за благоустройством набережной подтянулся и бизнес - появились гостевые дома, кафе, прогулочный пароходик, - добавляет Алексей.

За время своей работы ему с коллегами удалось выиграть гранты на создание творческого пространства «АнтреСоль» и «Школы музейного развития», ежегодно собирающей сотни краеведов и культурологов.

Третий год в деревне Варницы продолжается возрождение древнего солепромышленного комплекса в рамках проектов «Труба зовет!», «Сользавод: перезагрузка», «Без башни». За это время археологи открыли несколько деревянных солеподъемных труб, поставлен колодец и старинная варница с солевым цреном - интерактивные экскурсии привлекают множество туристов.

А еще Алексей с единомышленниками спасает от сноса и разрушения старые дома. Так, в Тотьме появился дом традиций и ремесел «Морошка» и музейный хостел в доме Беловых, много лет бывший обычным магазином.

- Удивительная история произошла с домом купцов Токаревых: здание ветшало на глазах, и бывший владелец готов был продать его за миллион рублей, но у нас не было таких денег. Пост об этом в соцсетях за несколько дней собрал множество просмотров и вдруг на меня вышел меценат, пожелавший остаться неизвестным. Вы тот самый Алексей, с бабочкой? Я смотрел про вас репортаж, я вам доверяю и готов выкупить этот дом, - Алексей признает, что благодаря фирменной бабочке и жилетке стал почти городским мемом.

Сейчас в доме Токаревых идет ремонт: здесь будет творческое пространство и администрация НКО «Соль земли», буквально за несколько дней нашелся волонтер-дизайнер из Самары, который готов взяться за этот проект… 

В 2021 году музейному объединению передали усадьбу купцов Холодиловых, в которой раньше размещалась полиция и тюрьма. Планов на реновацию зданий столько, что на всю жизнь хватит, признается директор. Его мечта - чтобы этот огромный музейный комплекс перешел под крыло областного департамента культуры, потому что районного финансирования для восстановления недостаточно.

- Мои ориентиры в сфере возрождения этнографического наследия - Елена Шатковская, создавшая национальный заповедник «Кен­озеро», и Наталья Киршина, курирующая этнографический музей «Семенково». Это по-настоящему масштабные, интересные проекты, которые делают люди, искренне влюбленные в свое дело. Хотелось бы того же и для моей родной Тотьмы, - говорит Алексей Новоселов.

Алексей Новоселов Тотьма

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: