Как сделать уроки физкультуры безопасными для детей?

statics/images/arcticles/112017/08112017x64a0ac96.jpg
Нужно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка после физических нагрузок, чтобы не пропустить тревожные симптомы.
Фото Валентины Певцовой
В 2017 году на уроках физкультуры в России погибли 211 школьников. Эту шокирующую статистику обнародовала недавно министр образования Ольга Васильева. Как избежать подобных ситуаций, если школам запрещено интересоваться здоровьем детей, сейчас обсуждают чиновники, врачи, педагоги.

На здоровье не жаловались...

Речь идет не о гибели школьников в результате травмы или несчастного случая, а о внезапной смерти. Погибшие дети были вполне здоровы с виду, они ни на что не жаловались и не были освобождены от занятий физкультурой, но… им становилось плохо на уроке, и спасти их не удалось. 
Вот и новый учебный год начался с трагедий: во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась в Красноярском крае. 
Что делать, чтобы избежать подобных трагедий в будущем? Об этом сейчас размышляют учителя, врачи, родительское сообщество.
Увы, в отличие от многих других чисто российских бед во всех развитых странах количество случаев внезапной смерти детей и подростков, в том числе и на уроках физкультуры, в последние годы значительно увеличилось. Половина всех случаев гибели детей приходится именно на внезапную смерть: в той же Америке ее жертвами становятся пять-семь тысяч школьников ежегодно.
По мнению министра образования, свой значимый вклад в трагическое развитие ситуации вносит политика защиты персональных данных в стране.
- Персональная защита данных привела к тому, что у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, - пояснила Ольга Васильева, заверив, что будет добиваться того, чтобы педагогов ставили в известность о конкретных диагнозах школьников. 

Вне зоны доступа

С министром всецело согласна директор вологодской школы № 8 Ирина Михайлова:
- Однозначно, полной информацией о здоровье наших учащихся мы не владеем, потому что не имеем доступа к их медицинским картам.
Школа не имеет права запрашивать информацию о здоровье ребенка ни при приеме его в школу, ни в процессе обучения. В итоге это всецело зависит от родителей: захотят сообщить, какие проблемы у ребенка со здоровьем, сообщат, нет - никто их заставить не может. Медицинский работник, а в школе № 8 это фельдшер, является сотрудником детской городской поликлиники № 1, на это же лечебно-профилактическое учреждение возложена обязанность контролировать состояние здоровья школьников. Однако оно представляет школе сведения только о группе здоровья ребенка. В соответствии с этой более чем скудной информацией ему и определяют нагрузки на уроке физкультуры.
- Обычно родители сообщают нам только о проблемах, касающихся зрения ребенка, чтобы учитель учел это при рассаживании учеников за парты, - констатирует Ирина Ивановна.
По мнению методиста этой же школы Ольги Комковой, рассчитывать на индивидуальный подход к каждому на уроке физкультуры - утопия. Кадровая проблема не обходит и учителей физкультуры, и в той же восьмой школе нагрузка на каждого из них достаточно высока. Сегодня детей с хорошим здоровьем немного, зато немало таких, у которых «пограничное» состояние. Их не отнесешь четко ни к подготовительной, ни к специальной группе. У таких детей чаще бывают растяжения, вывихи, ушибы, поэтому им нужен «дозированный» подход по нагрузкам. 
- Мы на это обращаем внимание педагогов, особенно молодых. Я обычно всегда вижу, какое число повторений ребенок способен выдержать, и могу любому из учеников в определенный момент сказать: «Стоп!», - отметила Ольга Станиславовна.
Опасные сигналы могут проявляться по-разному: кто-то бледнеет, а кто-то, наоборот, краснеет. Самое главное для учителя, считает методист, - не стремиться получить результат любой ценой. Важно, что ребенок занимается в системе, получает посильную физическую нагрузку. 
Учитель физкультуры высшей категории Юлия Поженская убеждена: прежде чем требовать от школьника выполнения тех или иных норм, надо присмотреться к нему:
- Обычно у нас в школе соблюдается преемственность, и я веду ребят с пятого по 11-й класс. 
Но вот при первом знакомстве, по словам педагога, особое внимание она уделяет как раз вопросам, связанным со здоровьем, просит не скрывать своих проб-лем и трудностей.
- Я всегда прошу и для себя при необходимости делаю пометки: исключить то-то и то-то.

Обратить внимание

- Думаю, причина не в том, что школа не знает о состоянии здоровья ребенка, - уверена заместитель начальника управления органи-зации лечебно-профилактической помощи областного департамента здравоохранения Татьяна Артемьева.

Комментарии

Светлана, бабушка пятиклассницы:
- Внучка и ее одноклассники каждый год проходят обследование в поликлинике, их от школы туда направляют. Я думаю, они там все проверяют и знают, кому и как можно заниматься физкультурой. Внучка у меня в основной группе, но говорит, что у них есть ребята, которым учитель дает отдельные задания - легче, чем всем.

Оксана, мама детей-школьников:
- Кто из нас, родителей, мог подумать, что урок физкультуры - это опасно?! Да, у моих детей - сына-старшеклассника и дочки, она еще в начальной школе, - есть проблемы со здоровьем. А у кого из современных детей их нет? Но я как-то не задумывалась, можно ли им заниматься физкультурой с полной нагрузкой. Их же проверяют в поликлинике, к которой прикреплена школа. И знаете, о чем я подумала в связи с этой ситуацией? У нас на родительские собрания обычно все учителя приходят, отвечают на наши вопросы относительно учебы детей. Но вот учителей физкультуры я на них в жизни не видела! Да и самой не приходило в голову подойти к ним, узнать, какие у детей успехи и трудности по этому предмету, поделиться своими опасениями. 

Лариса, мама семиклассницы:
- Для нас уроки физкультуры - сплошная проблема. По показателям здоровья, которые в поликлинике устанавливают, дочка должна заниматься с полной нагрузкой. Но она после каждого урока плачет, жалуется: то ноги болят, то в боку колет. Я подходила к учителю, и он сказал, что снизит нагрузки, если принесем справку. В поликлинике говорят: у нее все нормально, а что вес большой, так для этого нагрузки еще полезнее. Дочка считает, что учитель ее позорит перед классом, демонстрирует всем, что она неуклюжая. И главное, я ничем ей помочь не могу! И как быть, ума не приложу…

По ее словам, сейчас здоровье детей в целом ухудшилось. Виной тому экология, некачественное питание, возросшие нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, когда большую часть свободного времени ребенок проводит не на свежем воздухе, а у компьютера.
Перед поступлением в школу и во время учебы ребенок проходит диспансеризацию, после которой врач-педиатр дает заключение по группе здоровья, в которой ему рекомендовано заниматься.
Таких групп три. Основная группа предполагает занятия без ограничений, а вот для подготовительной они есть: например, силовые, скоростные, исключение определенных элементов, скажем, виса на турнике, - в зависимости от того, какие проблемы со здоровьем есть у школьника. Существует также специальная группа, где, как правило, речь идет об освобождении от физкультуры. Такие дети находятся под наблюдением педиатра, они могут заниматься лечебной физкультурой под контролем специалиста.
Причиной внезапной смерти, если речь идет не о травме, всегда становятся недиагностированные сердечно-сосудистые заболевания. Например, аневризма, которая до определенного момента никак не проявляется. Она может быть врожденной или возникнуть в процессе роста и развития ребенка.
Существуют и внешние признаки, по которым можно заподозрить наличие сердечно-сосудистой патологии. Та же гипермобильность суставов, когда ребенок может легко сделать «мостик» или «шпагат» и это воспринимается как признак здоровья. Нормально, если ребенок делает это благодаря длительным тренировкам - это естественный процесс. А вот врожденная «суперспособность» должна насторожить, - предупреждают медики. Поэтому, прежде чем давать такому ребенку серьезные физические нагрузки, надо как минимум получить разрешение врача.
Татьяна Артемьева советует ни в коем случае не отмахиваться от жалоб ребенка на плохое самочувствие после уроков физкультуры. Боли в области сердца, головные боли, гипотония - все это повод для настороженности. Лучше понаблюдать, есть ли такие жалобы, к примеру, после занятий в секции, если ребенок ее посещает, или танцев на дискотеке, когда речь идет о подростках. Следует обратить внимание и на то, насколько быстро ребенок устает, как часто желает полежать, не стремится ли ограничить свою активность, избежать физических нагрузок.
- Это может быть неосознанным желанием защитить свой организм, когда он чувствует, что чрезмерная активность доставляет ему дискомфорт, - подчеркнула врач.
Обсуждение Школа

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: