Как стать лучшим из тысяч?

statics/images/arcticles/082019/26082019xc6d6de21.jpg
Илья Собакин с детства любил перевоплощаться в героев любимых фильмов и мультфильмов. Теперь он стал студентом ВГИКа.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082019/26082019x44af60c6.jpg
Илья Козырев - студент МХАТа. Золотой медалист, из всех возможных профессий он выбрал именно театр. Это «по любви».
Два юноши из Белозерска этим летом поступили в знаменитые театральные вузы: МХАТ и ВГИК. «Сито» отбора, через которое пришлось пройти ребятам, чтобы попасть на бюджетные места, впечатляет: 16 бюджетных мест на 5 000 желающих поступить во МХАТ и 14 - на 3 000 для абитуриентов ВГИКа. 

Выбор призвания

Два совершенно разных по типажу и характеру Ильи - Козырев и Собакин - прошли две совершенно разные дороги на пути к своей первой вершине. Для каждого это были личный вызов, большое испытание и проверка на прочность.
Илья Собакин - обаятельнейший балагур с вихрастым чубом и хитрющим прищуром, с бойцовской легкостью относящийся к испытаниям. Илья Козырев - сероглазый «маленький принц», более сдержанный, эмоционально тонкий, принимающий все близко к сердцу. 
- Их было заметно сразу, как только они пришли к нам в театр, - вспоминает их преподаватель актерского мастерства, режиссер Белозерского народного театра «Свеча» Лариса Голубкова. - Они поступили к нам в 7-м классе вместе после танцевальной студии. И сразу обратили на себя внимание: яркие, одаренные, невероятно работоспособные ребята. А я по своему опыту знаю, что успех в актерской профессии - это на 99% работа и на 1% - талант. Я сделала на них ставку и специально писала под них пьесы, стараясь раскрыть разные грани их таланта. Помню, в одной из пьес, футуристической утопии «2712», Илья Козырев играл роль ужасного негодяя, беспринципного и жестокого. После спектакля ко мне подошли зрители из зала и недо­уменно сказали: «А ведь Илья всегда был такой хороший мальчик! Как же он мог сыграть такого злодея?»

Натиск отразил

Решиться выбрать творческую профессию в наше меркантильное время - серьезный поступок. Особенно непросто это было для Ильи Козырева: золотому медалисту, успешному во многих дисциплинах, пришлось выдержать увещевания со стороны родных, убеждавших его выбрать более «земную» профессию. Но, видя упорство Ильи, мама приняла сторону сына. 

Блиц-опрос

Лариса Голубкова окончила Санкт-Петербургский институт культуры по специальности «Режиссура драмы». В нынешнем году народному театру «Свеча» Белозерского ДК исполнилось 20 лет.
- За это время из нашей студии в мой родной питерский Институт культуры поступило несколько моих выпускников, в том числе сын Иван, который выбрал актерскую стезю. Но вот чтобы поступали во МХАТ или ВГИК - этого еще не было, и я считаю этих ребят своей большой творческой удачей. Это действительно редкий случай!
- В чем, на ваш взгляд, суть профессии режиссера? 
Тот же «Вишневый сад» ставили уже тысячи раз...
- Каждая постановка зависит от того, какого цвета «тараканы» в голове у режиссера. В каждой пьесе есть «О чем?», и это основа текста. А есть «Зачем?» - и вот это как раз та «телеграмма», которую режиссер посылает в зал. Еще не менее важный момент - подобрать актеров на роли, увидеть в них те грани, которые помогут ярче расцветить спектакль. Это сродни работе психолога.
- Публика в небольшом городке наверняка не избалована большим количеством развлечений и с удовольствием ходит на спектакли?
- Нам приходится конкурировать прежде всего с Интернетом, и здесь мы в таком же положении, как другие города. Но наш ДК проводит столько мероприятий, что публика скорее перекормлена событиями. Пожалуй, здесь, в провинции, ходят в театр не за сюжетом, а «посмотреть на своих». Вот это работает.
- В свете такого яркого успеха ваших выпускников вам самой не жаль, что вы остаетесь в Белозерске?
- У меня была возможность остаться в Питере после окончания института. Но без семьи и детей. А я убеждена, что родина женщины - там, где ее муж. И я выбрала семью. О чем никогда не жалела.

А вот Илья Собакин свое призвание почувствовал еще в детстве: 
- Мне нравилось перевоплощаться в героев сказок, мультфильмов, разыгрывать с ними сюжеты, делать костюмы, что-то придумывать... 
У меня есть любимый с детства фильм - «Буратино». Помню, мне было лет пять, когда я его увидел и был очень впечатлен этим героем. Я поднял на маму жалостливые глазенки, на что она ответила: «Ну конечно, мы сошьем тебе такую же шапочку!» Брат под моим бдительным оком сделал мне нос на резиночке, и на следующий день я в таком виде, довольный, пошел - нет! - поскакал в садик. 
Поступление в театральные вузы начинается еще в мае: тысячи мальчишек и девчонок со всей страны едут за мечтой. Первое прослушивание сразу отсеивает большую часть, допуская до творческих туров лишь тех, кто обратил на себя внимание. Потом - отсев еще на трех предварительных турах. Как правило, поступающие подают документы сразу в несколько вузов: если в одном тебя отсеют, то повезти может в другом, и ты попадешь в следующий тур. Именно так и поступили наши ребята: ВГИК, ГИТИС, МХАТ, Щепкинское училище - везде они прошли первое прослушивание и были допущены к конкурсным турам. 
- Это даже не перекресток: это шестикресток какой-то! - признается Илья Козырев. - Я выбрал МХАТ, впечатлившись его атмосферой. Это же живая история, классика: Станиславский, Немирович-Данченко… Это, казалось мне, просто невероятный вызов себе бросить! И это зажгло меня поступать именно сюда. А без чувства никак нельзя! 
А Илья Собакин делится: 
- Меня теплее приняли во ВГИКе на прослушиваниях, и я сделал выбор в пользу Института кинематографии. Там я «чувствовал» комиссию, что помогало мне выбирать из программы для показа именно то, что «зайдет». А это очень важно, так как психологическое давление при каждом туре невероятное!

Как это было

- Ожидание, постоянное ожидание - одно из самых томительных ощущений при прохождении этапов отбора. Вы спрашиваете, был ли мандраж? Да, был, - признается Илья Козырев. - Помню, на одном из первых туров я сидел и ждал, когда нашу группу вызовут на читку. 
И вдруг подумал: а если я провалюсь? Как я приеду домой?.. Каждый раз это была полная неизвестность. Ты что-то читаешь, что-то делаешь, но комиссия не дает никакой обратной связи - ты никогда не знаешь, нравишься ты или нет, пройдешь или нет. 
В день последнего экзамена все ждали финальных результатов, напряжение было невероятное. Когда Илья Козырев услышал свою фамилию среди тех, кто принят на бюджетное, то, по его признанию, был как в тумане. 
- Нас провели на сцену, поздравляли… Кто-то кричал, прыгал… - вспоминает он. - А я снова подошел к членам комиссии: «Я правда поступил?» - «Да, да, да!» - «А я точно на бюджетное поступил?» - «Да, все в порядке!» Я чуть не опоздал на поезд, так как совсем потерялся во времени. Сел в поезд, позвонил маме, еду… И не верю, что все это - со мной. Это шоковое состояние прошло только дома, когда на сайте МХАТа кто-то из родных увидел приказ о моем зачислении и позвонил с поздравлениями. 
А Илья Собакин так вспоминает о своих экзаменах: 
- Мне было легче от тура к туру: после первых прослушиваний я уже знал, куда иду, что меня примерно ждет, как отреагирует комиссия. 
К каждому новому туру я относился как к очередному приключению! На одном из начальных этапов нас всех сфотографировали и распределили по типажам на группы: то есть ты всегда должен был быть ярче и интереснее среди подобных тебе даже внешне. Самое страшное задание абитуриенту ВГИКА от комиссии: «Удивите нас!» Здесь ты будто перед чистым листом: как удивить тех, кто годами отсматривает тысячи самых разных ребят? 
Я знаю, что на экзаменах уже и в окно «бросались», и «пожар» устраивали. Поэтому, когда девочки, шедшие впереди нас по просмотру, сказали, что им был задан именно этот вопрос, я морально готовился к нему, придумывая, чем могу удивить… И когда нашей группе задали вопрос: «Что вы умеете?» - я просто… встал на голову. 
Наталья НОВИНСКАЯ
Знай наших! МХАТ ВГИК

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: