Как живет одинокий отец шестерых детей из Куркино?

statics/images/arcticles/102022/12102022xe6f0edee.jpg
Николай Клюев и его дети поддерживают друг друга в трудной жизненной ситуации.
Фото Сергея Юрова

«Только не надо нас жалеть, мы держимся: ребята учатся, я занимаюсь хозяйством, добрые люди нам помогают. Жизнь продолжается, но иногда все же хочется завыть волком», - говорит житель села Куркино Вологодского района Николай Клюев. Он не любит вспоминать тот февральский день, когда его жена попала в автокатастрофу, а он остался один с шестерыми детьми на руках: младшей дочке было всего восемь месяцев. В канун Дня отца в многодетной семье побывали гости и убедились: папа может!

«Бог дал - и хорошо!»

- Я родился и вырос в селе Куркино, здесь же сошелся с первой гражданской женой, у нас родилась дочь Илона. Но жизнь не заладилась: супруга выпивала. Приедешь из командировки: дома ее нет, ребенок голодный-холодный, а во всех магазинах - долги за «горькую», - вспоминает 42-летний Николай Клюев. 

Сначала Илону взяла к себе бабушка, потом мать лишили родительских прав - она не возражала, даже на суд не пришла. Так мужчина стал одиноким отцом. А потом знакомая дала ему номер Кати - та жила в соседнем поселке и в одиночку растила сына Матвея. Это было в 2010 году.

- Месяца три мы общались по телефону и поняли: у нас много общего, мы на одной волне, - делится вологжанин. - Тогда с бригадой я мотался по всей области: ремонтировал крыши, менял окна в домах. И однажды, закончив работу в Кириллове, поехал знакомиться с Катей «вживую». Мы друг другу приглянулись, какое-то время «поженихались», а потом начали жить вместе. Сначала в Куркине снимали квартиру, потом присмотрели частный дом. Его-то и выкупили со временем: на первый ипотечный взнос пошли все сбережения (плюс помогла мама), затем получили маткапитал.

Дом был очень кстати: семья росла. В 2012-м у супругов родилась Даша, через два года - Алексей, потом - Лена и Оля (в 2018 и 2021 годах соответственно). «Бог дал - и хорошо!» - радовалась жена. И муж был не против: он сам вырос в многодетной семье: у отца с матерью их было тоже шестеро.

Катя работала в доме-интернате, Николай занялся монтажом труб. Жили дружно, денег хватало. Супруги начали ремонтировать дом и даже задумались о покупке машины. Многодетная мама заранее отучилась в автошколе (у мужа, водителя по специальности, права трех категорий были давно). «Площадку» женщина сдала на раз-два, а вот вождение в городе несколько раз завалила, поэтому из Вологды перевелась в Сямжу, где движение не столь интенсивное. В тот роковой день, 3 февраля, вместе с другими курсантами автошколы Катя снова поехала сдавать экзамен, когда их водитель не справился с управлением и выехал на «встречку». 

- И все - жизнь разделилась на «до» и «после», - неохотно вспоминает многодетный отец. - Это был шок: я не мог поверить, не укладывалось в голове, но как-то надо было жить дальше, растить детей. Старшие до сих пор не пришли в себя от горя. Да и я хожу на кладбище каждую неделю: поставлю в часовенке свечку, вспомню Катю. Иногда мне кажется, что это страшный сон, и скоро жена вернется: спросит, как отучились дети, и лучше ли Леночке, которая опять приболела…

Всеобщая поддержка

Эта трагическая история облетела зимой все СМИ и соцсети. Тогда семье на помощь пришли многие неравнодушные земляки: кто помог одеждой, кто - продуктами, кто - смесями для восьмимесячной малышки (до гибели мамы она была на грудном вскармливании). А власти Вологодского района выделили стройматериалы, чтобы продолжить ремонт жилья. 

Кстати

В 2002 году в России насчитывалось 1,18% домохозяйств, в которых воспитанием детей занимался только отец. Перепись 2010 года показала, что таких было уже 1,27%, передает агентство ЕАН. Если говорить о количестве семей, то в 1989 году таких насчитывалось 8,7 тысячи, а к 2010 году - 14,9 тысячи человек. Однако при этом многодетных одиноких отцов всегда было очень мало - порядка половины процента от общего числа семей с детьми. Данных о многодетных одиноких отцах Всероссийской переписи населения 2020 года нет, но есть сведения об общем количестве многодетных семей: с 2010 года их количество в стране увеличилось на 25% и составило 1 миллион 566 тысяч человек. 

С тех пор прошло восемь месяцев. Старшая, 18-летняя Илона, сейчас учится в Белозерском педколледже. Девятиклассник Матвей намерен летом поступать на механизатора. Даша стала четвероклассницей, Леша пошел в первый класс. Общительная Леночка - всеобщая любимица в детском саду, а малышка Оля (девочка очень серьезная) уже своими ножками топает по дому. Следующей весной и она пойдет в детский сад. 

Хозяйство, разумеется, на папе - он крутится целый день. Утром - накормить детей завтраком, отправить в школу и садик, а дальше - стирка, уборка, готовка и прочие домашние дела. 

- Дети у меня неприхотливые, они едят все: картошку, кашу, макароны. А вот магазинные пельмени я не беру. Лучше куплю кусок мяса: мякоть - на котлеты, косточки - на суп. Раньше-то с Катей мы держали своих поросят, ну а сейчас не до этого, - делится многодетный отец. - Готовить я умею, но одному все равно тяжело. Хорошо, что помогают няни: моя сестра и Катина подруга. Пока они сидят с малышней, я могу заняться домом (этим летом утеплил веранду, поменял электропроводку) и подхалтурить: вскопать кому-нибудь грядки, прокультивировать. Ну и свой огород обиходить.

Этим летом папа Коля вырастил на участке все: картошку, капусту, свеклу, морковь, помидоры и даже виноград (раньше Катя выращивала арбузы и дыни). Няни насолили на зиму огурчиков, наварили компотов. С учетом социальных пособий жить можно, если нет непредвиденных трат, но почему-то без них не получается, говорит Николай.

В подарок - телега дров

В канун Дня отца Клюевы принимали гостей: навестить семью приехал депутат Законодательного Собрания области Игорь Катухин. На Вологодчине он возглавлял Совет отцов, который недавно реорганизовался в региональное отделение всероссийского общественного движения «Отцы России». Сейчас это движение набирает обороты: на его счету уже немало добрых дел и ярких мероприятий. 

Многодетному папе Игорь Васильевич вручил подарки (сладости и детскую одежду), пообщался с ребятишками, обсудил проблемы с главой семьи. Как выяснилось, у Клюевых нет компьютера (школьникам без него очень трудно), не говоря уж о простеньком автомобиле: в селе без медпункта это не роскошь, а острая необходимость. Но главная проблема - это газ, за который папа Коля бьется уже три года. У соседей голубое топливо есть, а Клюевым провести трубу по программе догазификации обещали этим летом, но, увы, сроки сместились. А это значит, что надо срочно запасать дрова: зима на носу - как минимум две машины по 10 тысяч рублей. 

- Золотых гор обещать не буду, но чем могу, помогу, - обратился к одинокому папе Игорь Катухин (он сам отец четверых детей). - Газификацию будем держать на контроле, а пока что примите телегу дров - на днях привезут. Вы образец того, как папы стараются ради семьи. Смотреть на ваших детей - одно удовольствие: сытые, чистенькие, ухоженные, и я не думаю, что это сделано специально для нас. «Отцы России» таким семьям помогают грантами из федерального бюджета. Мы тоже попытаемся, оформим заявку. Будем на связи - мой телефон у вас есть.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: