Мы разыскали вологодских родственников Гагарина!

statics/images/arcticles/042024/11042024xda741916.jpg
Конец 50-х, Вологда. Прасковья Матвеева (Гагарина) вместе с Евгением (вверху слева), Борисом, Лидией и женой Бориса Капитолиной (внизу справа).
Фото из архива музея-заповедника Ю. А. Гагарина
statics/images/arcticles/042024/11042024x2f30d54e.jpg
Юрий Гагарин.
Фото из архива музея-заповедника Ю. А. Гагарина
statics/images/arcticles/042024/11042024xdcef0260.jpg
Апрель 1961 года. Прасковья Ивановна, Евгений и Лидия.
Фото из редакционного архива

Информация о том, что родственники первого космонавта - тетя, двоюродные братья и сестра - жили в Вологде, иногда появляется в СМИ. Но только журналистам «Красного Севера» удалось узнать, как они попали в наш регион и как сложились их судьбы. И это было совсем не просто!

Спуску лентяям не давала

«Весть о полете первого космонавта Земли Юрия Гагарина принесла огромную радость и в семью вологжан Матвеевых - родной тети космонавта П. И. Матвеевой (Гагариной), ее сына Евгения и дочери Лидии» - таким был лейтмотив первополосной публикации «Красного Севера», увидевшей свет 14 апреля 1961 года, спустя двое суток после завершения триумфального полета.

Мы начали свой поиск с вологодских предприятий, где когда-то трудились Матвеевы. Правда, они не раз меняли форму собственности, поэтому нынешнее руководство честно признавалось, что об интересующих нас людях им ничего не известно. Пришлось рассылать сообщения в соцсетях, делать запросы в архивы и даже выходить на дирекцию музеев Московского Кремля, которую возглавляет Елена Гагарина - дочь первого космонавта. Так, шаг за шагом, перед нами открывалась линия судеб сразу двух родов - Гагариных и Матвеевых.

Тетя Юрия Гагарина - Прасковья Ивановна - появилась на свет в 1889 году в той же смоленской деревне Клушино, где позднее рос и ее «звездный» племянник. Перед самой революцией вышла замуж за счетовода Алексея Матвеева. Супруг был старше Прасковьи на десять лет, вдовец, имевший от прежнего брака шестерых детей. В совместном союзе родились еще трое - Евгений, Лидия и Борис. Так что Прасковье пришлось воспитывать сразу девятерых, одновременно занимаясь и большой семьей, и хозяйством, и ответственной работой - земляки выбрали ее председателем колхоза. Позднее они характеризовали ее как «женщину справедливую, но суровую, никогда не дававшую спуску лентяям».

Перед самой войной Матвеевы с несколькими младшими детьми перебрались в Подмосковье и, в отличие от большинства своих родственников, в оккупацию не попали. В 1942-м супруг умер, и вскоре семья переехала в Иваново, а в середине 50-х оказалась в нашей области. Сюда, скорее всего, их забрал с собой сын Евгений. Еще во время войны он окончил школу ФЗО и работал токарем, а отучившись в льнотехникуме, получил направление в Вологду. 

О младшем сыне Матвеевых, Борисе, известно мало. Он вроде бы почти сразу уехал учиться, на Вологодчине появлялся редко, а потом осел где-то за Уралом. Зато трое других Матвеевых в день гагаринского полета находились в Вологде. Прасковья Ивановна к тому времени была уже на пенсии, 34-летний Евгений Алексеевич трудился инженером-конструктором на Вологодском льнокомбинате, а его младшая сестра Лидия работала старшим лаборантом на мелькомбинате.

Для всех троих, как и для большинства советских граждан, прозвучавшее по радио объявление об успешном гагаринском полете оказалось полной неожиданностью, секретность подготовки к старту распространялась и на родственников.

В космосе он командует, дома - жена

На следующий день младшим Матвеевым дали выходной - к ним приехали партийные руководители и журналисты областной газеты. Ненадолго вышедшего на улицу Евгения Алексеевича окружили восторженные соседи, хотели качать на руках - со смущенной улыбкой он быстро вернулся в дом.

Гагаринский бутерброд

В 90-е автор этих строк несколько раз ездил в Звездный городок, отвозил подарки - клюкву и конфеты - вдове единственного пока вологодского космонавта Павла Беляева. А Татьяна Филипповна жила на одной лестничной площадке с Валентиной Ивановной Гагариной и была ее близкой подругой. Супруга первого космонавта журналистов по ряду причин не жаловала и на все просьбы дать хотя бы небольшое интервью отвечала вежливым отказом.

Однажды я попал в Звездный городок аккурат на постъюбилейный «девичник» Валентины Ивановны, организовавшей небольшое застолье с подругами у себя дома. Передав находившейся здесь же Татьяне Филипповне очередные презенты от земляков, собрался было уходить, но неожиданно получил приглашение «присесть на дорожку». Валентина Гагарина налила рюмку домашней настойки, подала бутерброд с ветчиной. Настойку я выпил, ветчину съел, а кусок хлеба спрятал в карман, засушил и несколько лет хранил в редакции, с гордостью рассказывая, что этот сухарик от бутерброда мне подарила сама супруга легендарного Гагарина!

В том же «Красном Севере» 1961 года приведены достаточно скупые, но интересные подробности о Гагарине, которыми поделились его вологодские родственники: «Перед войной Юрику исполнилось шесть лет. Мальчик он был скромный, любознательный, всему старался научиться», - говорит Прасковья Ивановна. «Плавать его учил», - замечает Евгений. «А я с ним рыбу удила», - добавила Лида».

То, что вологодские Матвеевы были немногословными и никогда не кичились своим близким родством с Юрием Гагариным, подтверждают и современные родственники космонавта.

Правда, тогда же, в 1961-м, Прасковью Ивановну несколько раз приглашали в вологодские кинотеатры выступать перед сеансами с воспоминаниями. Но рассказывала она известные к тому времени факты: о том, как тяжело и трудно Гагарины жили в оккупации, от себя добавляла лишь о любознательности Юрия, да вспоминала, как в 1957-м году ездила к будущему космонавту на свадьбу. С присущей ей прямотой говорила: «Юре жена досталась ладная, уралочка. В космосе он командовать будет, а дома - она».

Еще большей скромностью отличались ее дети. 

- Евгений, а он тогда трудился конструктором в отделе главного механика, внешне походил на Гагарина, только в отличие от него улыбался значительно реже и носил очки, - вспоминает Эльвира Мякшина, в 60-е работавшая на Вологодском льнокомбинате руководителем заводского комитета комсомола. - Помимо конструкторской деятельности, преподавал черчение в нашем техникуме, был вежливым, немногословным. Похоже, он стеснялся своего родства с Гагариным. Сколько ни просили его рассказать о детских годах космонавта - всегда отказывался.

Такой же немногословной была и Лидия. Со временем она вышла замуж, уехала в Москву. Детей в их семье не было. А вот у Евгения, женившегося на вологжанке Галине Никитиной, в 1964-м родился сын Алексей. С его слов известно, что Евгений Алексеевич, отработав несколько лет на льнокомбинате, перешел на вологодский завод железобетонных конструкций и изделий на Элеваторной улице, трудился там главным конструктором. Достигнув пенсионного возраста, продолжал работать на ЖБиКе токарем. В 2006-м скончался, похоронен в Вологде.

Сам Алексей окончил Вологодский политех, учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института, с 1991-го живет и работает в Петербурге.

Владимир ВЕСНИН, Евгений СТАРИКОВ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: