На Вологодчине вновь появятся «приюты для опьяневших»?

statics/images/arcticles/012020/15012020xc5cef34f.jpg
Каждый год в России из-за пьянства гибнут свыше 50 тысяч человек.
Фото Игоря Аксеновского
Нужны ли вытрезвители в России? Этот вопрос будоражит общество с 2011 года, когда в стране закрылись все «приюты для опьяневших», а функции вытрезвления граждан перешли от МВД к больницам. Медикам от этого стало, увы, гораздо сложнее, да и кривая «пьяной» преступности поползла вверх. Вот почему депутаты всерьез задумались о возрождении вытрезвителей: соответствующий законопроект Госдума уже приняла в первом чтении. 

Летят утки

«Приятно все-таки, что нас тут уважают, гляди, подвозят, гляди, сажают. Разбудит утром не петух, прокукарекав, сержант поднимет, как человеков», - так иронично воспел «трезвяк» Владимир Высоцкий. Эти учреждения упоминал и Сергей Довлатов, а неоконченную повесть Василия Шукшина «А поутру они проснулись» даже экранизировали. Впрочем, к вытрезвителям в советские и постсоветские годы люди относились негативно. Их «клиенты» жаловались, что там бьют, отбирают деньги и ценности. Да и сообщение на работу ничьей репутации не способствовало. Но и позитив при этом тоже был. «Хмелеуборочные комбайны», как их называли в народе, спасли немало человеческих жизней. Они доставляли с улиц перебравших беспомощных граждан, не дав им замерзнуть в сугробе или стать жертвой преступников.
Вытрезвители выручали и многих женщин: пьяный муж, проспавшись в казенном доме, возвращался домой уже в разуме. Сейчас же стражи порядка, прибыв по вызову на пьяный дебош, могут лишь составить протокол об административном нарушении, скажем, хулиганстве. Правда, для этого нужно заявление, которое чаще всего жены отказываются писать. Куда полиция может доставить упившегося гражданина, так это в больницу. Страдают от этого и пациенты, и медики.
- Мне довелось оказаться в палате с таким вот соседом: всю ночь он вопил, ругался, скакал, как ванька-встанька, а утром попытался справить нужду в раковину, но промахнулся, испортив мне одежду и обувь. Этого я не выдержал: вызвал такси и уехал из стационара. Долечивался в частном медцентре, заплатив немалые деньги за уколы и капельницы, - вспоминает вологжанин Анатолий Петровский (здесь и далее фамилии изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ).
- Наша новая соседка в хирургии оказалась беспокойной: постоянно вытаскивала капельницу из вены, бросалась «уткой» и прочими тяжелыми предметами. Ее не брала даже лошадиная доза сно­творного - нам, послеоперационным больным, пришлось несколько часов ждать в коридоре, пока женщина успокоится. А проспавшись, помню, она проглотила сразу несколько порций больничной каши: призналась, что в последний раз ела три дня назад - голубя, пойманного на улице, - делится Ольга Романова.
- Обычно в первую горбольницу Вологды привозят в неделю до 40 хмельных пациентов, в праздники - и того больше. На вытрезвление попадают люди вне зависимости от возраста (от 18 до 80 лет), статуса и финансового состояния, - делятся медики. - Мужчин среди пьяных чуть больше, но и женщин хватает. И те, и другие ведут себя неадекватно: в лучшем случае скандалят, оскорбляют и «увольняют» всех подряд, в худшем - нападают на персонал. 
- Буквально перед Новым годом пьяный пациент набросился на медсестру с кулаками, бил ее в живот так, что женщина ушла на больничный. А года три-четыре назад один такой буйный даже порезал ножом охранника, - рассказывает главный врач Вологодской городской больницы № 1 Павел Шепринский. - Против агрессивных пьяниц мы бессильны: у нас нет ни средств защиты, ни права их применять. Максимум, что мы можем сделать, - это нажать тревожную кнопку и вызвать наряд Росгвардии или ЧОПа. К счастью, сейчас все снимает видеокамера, и в случае нападения на медиков возбуждается уголовное дело.
Для вытрезвления в горбольнице есть отдельное помещение, где перебравшие граждане отсыпаются, а потом «обматерят медсестер и уйдут». Хуже с теми, кто поступает с травмами и сотрясением мозга, - их приходится устраивать в общие палаты.
- Схема классическая: напился, упал, ударился головой (о стол, батарею, бордюр) или сломал конечность. Еще вариант: пили-пили, затем подрались. Таких вот пациентов мы и принимаем: снимаем у них алкогольную интоксикацию, ставим капельницу, хотя наркологов у нас нет. Тем временем реально больной человек, которому не хватило места в палате, вынужден лежать в коридоре, - говорит Павел Шепринский. - Побуянив, протрезвевшие граждане через два-три дня сбегают домой, а больница терпит убытки: фонд ОМС за таких нам не платит. Хотя на них расходуются лекарства, стирается постельное белье, затрачивается человеческий труд. И мы уже много лет просим вернуть вытрезвители, двумя руками голосуя за эту идею.

Вместо доски позора

Первый «приют для опьяневших» появился в 1902 году в Туле по инициативе врача-гуманиста Федора Архангельского. Учреждение работало за счет городской казны. Специально нанятый кучер, находя на улицах бесчувственные тела рабочих (в основном оружейников), свозил их в приют, где постояльцев приводили в чувство, бесплатно кормили, поили рассолом, а утром отправляли восвояси. 
До 1917 года такие приюты, больше похожие на санатории, работали практически в каждом губернском городе. А первый советский вытрезвитель был открыт в 1931 году в Ленинграде. Сначала он относился к системе здравоохранения, но в 1940 году вытрезвители были переданы в систему НКВД, а позднее - МВД. «Хмелеуборочные» подбирали «клиентов» на остановках, лавочках, газонах и оставляли проспаться в казенном доме. С утра их осматривал фельдшер, он же выписывал квитанцию на оплату - сутки в такой «гостинице» стоили очень недешево. Но самым страшным наказанием было письмо из вытрезвителя на место учебы или работы. В итоге фото пьяницы могли повесить на доску позора, а самого его - лишить премии, сдвинуть в очереди на квартиру или безжалостно уволить по статье. 
После распада СССР вытрезвители существовали еще 20 лет, но считались пережитком прошлого. В 2011 году их упразднили, а сейчас планируют возродить в новом виде. В каком именно - обсуждает специальная рабочая группа, куда вошли депутаты Госдумы, представители МВД, Минздрава, Минюста, Минфина и других заинтересованных ведомств и служб, пишет «Парламентская газета».
Как отмечают авторы законопроекта, ежегодно в стране из-за пьянства гибнут более 50 тысяч человек. Кто-то тонет, кто-то попадает под колеса авто, кого-то убивают в пьяной драке, а каждый пятый замерзает на холоде. Эту проблему собственными силами уже решают 20 регионов страны, где возродились медвытрезвители, а «пьяная» преступность пошла на спад. Успешный опыт, в частности, есть в Татарстане, где, обнаружив пьяного, полиция вызывает «скорую помощь», и уже медики определяют, куда везти человека - в больницу или просто отсыпаться. При этом завсегдатаев вытрезвителя берут на контроль: с ними занимаются психологи, социальные работники, врачи.
Предполагается, что подобные учреждения появятся в будущем во всех республиках, краях и областях (если, конечно, они там нужны). Общие правила установит Правительство РФ, а вот региональные власти решат, кто будет курировать вытрезвители - социальные или медицинские службы либо общественные организации. Возможно также муниципально-частное партнерство: бизнес будет строить учреждения и сдавать их городу в аренду. 
Услуга по вытрезвлению, скорее всего, станет платной. По предварительным расчетам, она оценивается в 1500-2000 рублей (тарифы тоже отдадут на откуп регионам). Если же денег у протрезвевшего не окажется, ему могут предложить общественные работы. При этом вытрезвители нового типа не должны ориентироваться на прибыль, предупреждают законотворцы (иначе туда будут везти всех подряд), часть расходов на их содержание должен нести региональный бюджет. Хотя финансирование - пока еще вопрос спорный. Зато в документе четко прописано, кто может стать клиентом вытрезвителя: человек в состоянии опьянения, утративший способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.
Большинство регионов уже поддержали законопроект о возрождении вытрезвителей, в их числе и Вологодская область. Что касается противников, то они опасаются «охоты» на слегка подвыпивших людей: а вдруг их снова начнут поджидать у выхода из ресторанов и рюмочных, с танцплощадок, как это было в советские годы? Отсюда - незаконные задержания, вымогательство денег, шантаж.
К слову, остатки советской системы вытрезвителей сохранились в Белоруссии, Чехии, Польше. В Германии открыты специальные «камеры для протрезвления» при полицейских участках и клиниках. В Канаде коммерческая служба «Красный нос» доставляет выпивших людей домой, а невменяемых - в больницу. Похожая служба действует и в Швеции, сообщает ntv.ru.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: