Настоящему медовару аллергия на пчел не помеха!
Женщины-пчеловоды стали для Вологодчины привычным явлением. И все же история Галины Лаврентьевой из харовской деревни Беляевской - особый случай. В рядах «медоваров» она оказалась вопреки своему желанию, но всего за несколько лет смогла стать настоящим профессионалом в этом хлопотном, но очень увлекательном деле.
Холодильная воскотопка
Галина Юрьевна родом из Никольского района, в харовскую глубинку попала в конце 70-х после окончания Молочного института. Думала, что отработает по распределению три года и вернется домой, но судьба распорядилась иначе. Вышла замуж, трудилась, вместе с супругом Сергеем поднимала троих сыновей, а когда уже в двухтысячные муж зарегистрировал небольшое крестьянско-фермерское хозяйство и завел трех коров, «переквалифицировалась» в домашние доярки.
- В 2007-м муж решил заняться пчеловодством. Первый улей ему подарил наш известный харовский пасечник Александр Кудрявцев, еще два купил сам, - вспоминает Галина Лаврентьева. - А вот у меня взаимоотношения с пчелами как-то сразу не заладились. После первого же укуса лицо страшно распухло, пришлось обращаться за медицинской помощью, оказалось, что у меня анафилактический шок. После этого несколько лет обходила придомовую пасеку стороной. Но повзрослевшие дети постепенно разъехались, а супругу требовался помощник. Закутает меня в тряпки с ног до головы, даст в руки дымарь - и вперед. Про себя ругаюсь, но иду.
Постепенно семейная пасека разрослась до полутора десятков ульев, но весной 2019-го случилось несчастье - супруг скоропостижно скончался. Был май, самое напряженное для пчеловодов время. Но у нашей героини особого опыта еще не было. Вспоминает, как вышла утром на крыльцо, окинула взглядом доставшееся пчеловодческое наследство и в голос заревела.
Но долго плакать было некогда - пчел «просто так» не оставишь. Поэтому созвала на семейный совет сыновей, какие-то рекомендации от других харовских пчеловодов получила, что-то в Интернете почерпнула и решила от пасеки не отказываться. И, пусть не сразу, но дела наладились. Сама научилась мастерить заготовки под рамки, сама стала сажать медоносные культуры - клевер, фацелию и другие, сама теперь оформляет и все бумаги - на официально зарегистрированную пасеку нужен не только ветеринарно-санитарный паспорт, но и регулярно подтверждаемые специалистами заключения о качестве и свойствах меда.
Облегчить же труд по переработке вторичной пчеловодческой продукции помогает сконструированный еще мужем агрегат на основе старого холодильника с подведенными к нему трубами с горячей водой. В этой самодельной воскотопке можно одновременно топить воск сразу с 20 рамок!
Хвостатые фотомодели
Работу на пасеке приходится совмещать с повседневными хозяйственными делами. У Галины Юрьевны - большой придомовой огород, где каждое лето появляются обширные картофельные плантации и масса декоративных цветов. Помогать приезжают сыновья, но все равно основной груз обязанностей остается на плечах самой хозяйки. От коров пришлось отказаться, и сейчас из всей живности на подворье остались две кошки - Ася и Вася (завидя редакционного фотографа, они полчаса ходили за ним по пятам, словно специально пытаясь попасть в объектив) - да собака Мухтар.
Совет от Галины Лаврентьевой
Одной мне тяжело переносить ульи на зимовку
в сарай, поэтому оставляю их на улице «под снегом». Но перед этим обкладываю ульи по бокам досками, а сверху закрываю пленкой. Как показала практика, пчелы нашей среднерусской породы очень хорошо переносят такие зимовки.
Но это, естественно, не считая пчел, за которыми нужен глаз да глаз. Летом по разным причинам (высокая температура внутри ульев, сокращение медоносной базы в округе, качество воды и так далее) они могут «удариться в бега» целыми роями. Поэтому одна из важнейших вещей в хозяйстве Галины Лаврентьевой - переносная лестничная конструкция, которая необходима для возвращения крылатых беглянок.
- С годами появляется навык, то, что пчелы готовятся улететь, можно определить по специфическому шуму в ульях, - говорит Галина Юрьевна. - Приходится постоянно выходить на дежурство, следить. Если вижу, что рой все-таки улетел, иду за ним, смотрю, где он сядет. Обычно это дерево. Подтаскиваю на себе свою конструкцию, забираюсь на нее и слегка сбрызгиваю пчел водой - так они успокаиваются, после чего одетой в рукавицу рукой сметаю беглянок в картонную коробку и несу назад. Хотя в этом году пчелы меня пожалели или сами поумнели - было два «побега», но в обоих случаях пчелиные семьи просто перелетели в соседние ульи.
Несовместимость с пчелиным «ядом» у харовчанки с годами не прошла, но выручает опять-таки приобретенный навык. Теперь если пчела и жалит (а избежать укусов при постоянной работе с ульями все равно нереально), то уже не в лицо, а в подставленную руку. Кисть сильно опухает, но серьезной угрозы для организма нет. Тем не менее в сарае-мастерской рядом с пасекой Галина прикрепила на видном месте лист бумаги с «Молитвой пчеловода» - на всякий случай.
Пчеловодческий сезон в Харовском округе обычно длится с конца апреля и до октября. Лип здесь немного, мед получается разнотравный, но от этого он не становится менее вкусным. Год на год не приходится, но обычно со своих 15 ульев Галина Лаврентьева получает достаточно меда, чтобы обеспечить и себя, и семьи сыновей. Что-то остается и для выездных ярмарок, в том числе в Тарноге, известной теперь как столица меда северного края.
- Вспоминая саму себя четырехлетней давности, я не могу сдержать улыбки. Даже представить не могла, что от пчеловодства можно получать удовольствие. Но не зря ведь говорят, что глаза боятся, а руки делают! - сказала нам на прощание хозяйка дома. - Тут главное - не лениться и в себя поверить, и все тогда обязательно получится!
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)