Непрерывная молодость Вашкинского леспромхоза
От ручных пил и лошадей до современных лесозаготовительных комплексов и автопоездов - такой славный путь проделал Вашкинский леспромхоз, отметивший на днях свое 90-летие. Ныне это предприятие считается одним из важнейших в экономике и социальной сфере всего района.
В начале пути
История предприятия берет свое начало с 1 июля 1931 года, когда путем реорганизации были созданы Вашкинский, Ковжинский, Андомский и Шольский леспромхозы. Первое время практически не было ни кадровых рабочих, ни какого-либо технического оснащения. Заготовка, трелевка и вывозка леса производились сезонными рабочими и лошадьми из колхозов, направлявшихся по распоряжению райисполкома. На заготовке леса применялись лучковые пилы и канадские сани, стали строиться ледяные дороги. С каждым годом леспромхоз стал наращивать объемы заготовок.
В годы Великой Отечественной войны многие вальщики ушли на фронт, их заменили женщины и молодежь. Вновь стали массово привлекаться сезонные рабочие, в основном 16-17-летние девушки. Но вопреки всему леспромхоз продолжал работать, помимо заготовки выполняя военные заказы по производству авиаберезы, шпал и ружейных болванок; был освоен выпуск скипидарной смолы и древесного спирта.
С возвращением к мирной жизни стала поступать техника, в обиход вошли электропилы. В лесных поселках велось интенсивное строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Запас прочности от стабильной работы в 60 - 80-е годы позволил Вашкинскому леспромхозу с честью выдержать смутное для экономики постперестроечное время и сохранить костяк коллектива несмотря на сокращение расчетной лесосеки, ограничивающей объемы заготовки и вывозки древесины.
Только факты
• 41 год составляет средний возраст работников леспромхоза. Всего на предприятии трудится порядка 140 человек. Технический прогресс привел к естественной ликвидации таких профессий, как «раскряжевщик» или «обрубщик сучьев», но труд в лесу по-прежнему остается весьма непростым. Профессия лесозаготовителя традиционно относится к разряду мужских, но есть на предприятии и 16 очаровательных представительниц прекрасного пола. В их числе - контролер Елена Михайлова, начальник участка «Новокемский» Ольга Мельникова, диспетчер Зоя Овчинникова и другие.
• В 2006 году леспромхоз в составе группы предприятий холдинга «Череповецлес» успешно прошел сертификацию по системе FSC. В результате реализации программы модернизации при заготовке древесины используются только сортиментная технология и методы неистощительного лесопользования.
• Одновременно предприятие занимается лесовосстановлением. Основной сезон лесопосадок - май. Только в этом году было высажено 90 гектаров саженцев.
• 380 километров лесных дорог содержит на своем балансе Вашкинский леспромхоз. Это едва ли не больше всей остальной дорожной сети района.
• 16 директоров сменилось за 90-летнюю историю леспромхоза. Нынешний - Андрей Фомин - стоит
за штурвалом предприятия с 2011 года.
• На заре своего существования предприятие занималось не только заготовкой древесины, но и строительством сплавных каналов. Их обустраивали в зимнее время с помощью одноручных метровых пил. Из промерзшей пожни выпиливались квадраты грунта, которые грузились на впряженные в повозки сани.
• За время существования ЛПХ больше 1 000 его работников было отмечено почетными ведомственными знаками или государственными наградами. Среди награжденных медалью «За трудовое отличие» - Николай Садовников, Алексей Ходулин, Лидия Коровникова, Антонина Кукушкина, Анна Малышева, Маргарита Маришичева и многие другие.
• Несколько последних лет при плане в 225 тысяч кубических метров древесины Вашкинский леспромхоз ежегодно заготавливает 235 - 240 тысяч кубов. Это фактический предел при имеющейся сейчас расчетной лесосеке, хотя имеющиеся мощности позволяют еще больше нарастить производство.
Важнейшими вехами для леспромхоза стали вхождение в состав объединения «Череповецлес» (в советское время и затем снова, в 1994 году), переход на сортиментную заготовку и завершение масштабной модернизации транспортного парка: вывозка стала осуществляться мощными «Мерседесами» с прицепами - за один рейс каждый такой автопоезд способен доставить 50 - 55 кубов древесины.
Ныне в составе Вашкинского леспромхоза - три заготовительных участка, большой дорожный участок, занимающийся строительством и ремонтом лесных трасс, а также два погрузочно-разгрузочных терминала - Первомайский и Новокемский. Последний является и речным портом: заготовленный пиловочник на судах и баржах отправляется отсюда на перерабатывающие предприятия Белозерского района, покупателям внутри России, а также на экспорт. Сопоставимые объемы древесины, но уже через автовывозку, реализуются и с Первомайского терминала. Здесь же находится основная ремонтная база.
Главное - это люди
Но какой бы совершенной ни были техника и оборудование, главной движущей силой на производстве всегда остаются люди. В Вашкинском леспромхозе собраны настоящие профессионалы своего дела, душой болеющие как за порученное им дело, так и за благополучие родной земли. И это не просто красивые слова. Все без исключения работники - местные, из района, зачастую отработавшие в леспромхозе по 20 - 30 лет и являющиеся представителями трудовых династий.
Машинист харвестера Константин Баев - не исключение.
Его отец Николай Ильич много лет отработал трактористом на трелевке леса. Сам Константин Николаевич работает на предприятии с 1990 года. До этого он успел недолго поработать помощником машиниста на железной дороге, но наследственная тяга к лесной профессии оказалась сильнее. По направлению предприятия отучился в Белозерске на тракториста, трудился на погрузке, потом, как и отец, на гусеничном Т-55 занимался трелевкой, а последние 11 лет работает на заготовке.
- Я, наверное, в лесу уже полжизни провел, но мне моя работа нравится, по другому себя уже не мыслю, - говорит Константин Баев. - Смены у нас по 12 часов, есть дневные, есть и ночные. Но очень здорово, что по решению руководства на предприятии нет продолжительных лесных вахт, после смены все отдыхают дома, в семьях. А так за 30 лет, что я тут работаю, многое изменилось до неузнаваемости, и прежде всего - технологии. Труд стал намного производительнее, техника - совершеннее. И если после перехода на сортиментную заготовку порой говорили, что леспромхоз переживает вторую молодость, то теперь, похоже, такое обновление становится постоянным.
Интересно, что по стопам Константина Баева пошел и его сын Вадим, который также трудится в Вашкинском леспромхозе, освоив сразу несколько видов техники. Представителем большой трудовой династии является и водитель на вывозке леса Сергей Щепетов - здесь же, в леспромхозе, трудились его отец и дядя. Коллеги полушутя-полусерьезно называют Сергея «первопроходцем»: вдвоем со сменным напарником он работает на единственном оставшемся в леспромхозе на вывозке «КамАЗе».Оставили его сознательно: если поздней осенью или зимой по снегу нужно откатать дорогу к дальней делянке, то первым идет Сергей Щепетов на отечественном грузовике, а уже после двух-трех его рейсов подключаются и «Мерседесы».
- Общий стаж на предприятии у меня почти два десятка лет, - рассказывает Сергей Николаевич. - Трудовую деятельность начинал тут после девятого класса слесарем. После армии стал водителем. Работал на «МАЗе», тогда была еще хлыстовая вывозка древесины. Потом пересел на «КрАЗ», а затем - на «КамАЗы». Нынешний, относительно новый, - уже третий по счету. Некоторые делянки у нас за 80 - 90 километров от терминала, но каких-то серьезных происшествий в «первопроходческих» рейсах не было: наши ребята из дорожного участка свое дело знают - даже проложенные среди болот лесные дороги находятся в проезжем состоянии.
- Сергей Щепетов - трудолюбивый работник, надежный. На время отпуска напарника его смена начинается с четырех часов утра, но всегда все вовремя, без опозданий, - характеризует своего подчиненного начальник участка «Первомайский» Денис Литомин.
- К Константину Баеву тоже нет нареканий. Он человек авторитетный, опытный. И таких в нашем коллективе - подавляющее большинство, хотя есть и молодая смена. В марте на заготовку пришел Валерий Шаруев - совсем молодой еще парень, только после армии.
Показал нам Денис Литомин и главный предпусковой объект терминала - строящийся сейчас склад материально-технических ценностей. Сдать его в эксплуатацию планируют уже в августе. Именно здесь будут храниться запчасти для многочисленной техники леспромхоза, на котором продолжается программа планового обновления машин и механизмов. В этом году для дорожного участка уже приобретены новые грейдер и самосвал. Осенью к лесозаготовкам приступит и обновленный комплекс.
- Юбилей, конечно, - приятное событие, но это не повод расслабляться. В целом же первое полугодие мы отработали стабильно, в плановом режиме, - рассказал генеральный директор АО «Вашкинский леспромхоз» Андрей Фомин. - Из-за пандемии, к сожалению, пришлось отказаться от массовых поздравительных мероприятий. Но в индивидуальном порядке поздравили и работников, и наших прославленных ветеранов, а их у нас более 300 по всем лесным поселкам. Через ветеранские «первички» или через наших работников передали им сувениры, небольшую материальную помощь. Но очень надеюсь, что, если ограничения снимут, соберем коллектив и наших партнеров в сентябре-октябре в РДК, торжественно отметим и поощрим передовиков. А их у нас действительно много, коллектив очень спаянный, дружный, люди работают на совесть!
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)