Нужно ли запрещать мобильные телефоны в школах?
Новые рекомендации Роспотребнадзора и Минобрнауки вновь вызвали дискуссию об использовании мобильных телефонов в школах. Существует ли запрет на их использование, применяют ли его в учебных заведениях, и готовы ли школы и родители вводить такое правило?
Уроки без телефонов
Формально закона о запрете телефонов в школах не существует. Однако в рекомендациях Роспотребнадзора есть часть, посвященная использованию электронной техники в школе. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» будут действовать до 1 января 2027 года.
Если вчитаться в текст постановления, то запрета приносить мобильники в школу в нем не увидеть. Дети могут свободно пользоваться ими для связи с родителями или общения - это никак не регламентируется. В новых санитарных правилах речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску, но ни в коем случае не личные телефоны учеников.
В некоторых странах официально было запрещено использование мобильных телефонов в школах после исследований, подтвердивших ухудшение когнитивных качеств детей при постоянном использовании мобильников. К примеру, в Великобритании после запрета было отмечено, что успешность сдачи тестов повысилась на 6,4%.
Так что родители могут не беспокоиться: давать школьнику телефон с собой на уроки можно. А вот использовать телефон на уроках в образовательных целях нельзя.
- Действительно, по этому вопросу у нас есть только рекомендации. Но при этом существует запрет на использование телефонов во время итоговой аттестации. А теперь представьте: учитель во время уроков не запрещает пользоваться телефонами, чтобы что-то посчитать или найти информацию, и ребенок привык к тому, что телефон всегда под рукой, а на экзамене ему запрещают это делать. Ведь это же когнитивный диссонанс для ребенка: почему там можно, а здесь нельзя?
Это дополнительный стресс, - отмечает Нелли Рыстакова, директор вологодской школы № 16.
Поэтому она подчеркивает, что подобные правила должны быть озвучены и приняты всем педагогическим коллективом, чтобы не было разных толкований.
- Не все школы в достаточной мере оснащены планшетами и ноутбуками. Что плохого в том, что ребенок может оперативно найти нужную информацию? К тому же далеко не все семьи могут позволить себе и телефон, и ноутбук. Поэтому давайте не будем лукавить: наши дети и так пользуются смартфонами для подготовки к урокам, - считает вологжанка Ирина Козицина, мама двух старшеклассников.
Также в родительской среде бытует мнение, что если бы учителя проводили по-настоящему интересные уроки, то ученики не отвлекались бы на мобильники, мол, детям просто скучно.
- Наша задача - обучить детей и подготовить их к итоговой аттестации, а не развлекать. Всегда есть родители, готовые обвинить учителя в неуспешности ребенка. У меня на это есть четкий ответ: почему-то у одного и того же учителя почти весь класс получает хорошие оценки, и лишь несколько учеников - неудовлетворительные. Ведь объясняет он всем одинаково. Может быть, дело как раз в способности ученика сосредоточиться и ответственно отнестись к учебе? - комментирует ситуацию директор школы № 16.
Цифровой идиотизм
Есть и другой аспект проблемы: дело в том, что привычка к использованию гаджетов порождает у ребенка атрофию долговременной памяти. Информация, полученная легко и быстро, точно так же легко забывается. Мы лучше запоминаем то, во что вкладываем усилия.
Известный психотерапевт и нейробиолог Андрей Курпатов даже придумал образный термин для того, что происходит с мозгом ребенка, погруженного в мир гаджетов. Он называет это «цифровым идиотизмом».
- То, что касается угрозы, которую несет цифровая среда для ребенка, она даже не в содержании, а в том, что в момент, когда ребенок растет, у него формируются нейронные сети, которые будут отвечать за то, как он будет запоминать информацию, как сможет концентрировать внимание, - подчеркивает специалист.
Исследования, проведенные учеными, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной деятельности. Отмечены ослабление смысловой памяти, снижение внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушения слухового восприятия информации, проявления раздражительности и нарушения сна.
- У нас для учеников действует полный запрет на использование мобильных телефонов: их просто сдают на хранение в специальный бокс при входе в школу.
И все воспринимают это совершенно нормально. Родители при поступлении подписывают специальное соглашение по этому поводу, и еще ни разу не было какого-то негатива в отношении этого. Дети вообще не вспоминают о гаджетах во время занятий, поэтому я не вижу никакой проблемы в запрете, - поделилась своим опытом Наталья Батиг, директор частных семейных классов «Наследники».
Нужно просвещение
- Я в курсе современных исследований по поводу влияния мобильных телефонов на психику и когнитивные навыки ребенка, но против тотального запрета: телефон - это личная вещь, и не каждый готов на нарушение этой приватности. Думаю, что здесь нужно скорее просвещение по этому вопросу - как среди родителей и детей, так и среди учителей, - считает Людмила Миронова, председатель штаба родительского общественного контроля Вологодской области.
Штаб неоднократно проводил практикумы в школах совместно с известным череповецким специалистом по зависимостям Юрием Афанасьевым. Если запрещать телефон на уроке, то дети на перемене вместо отдыха и общения со сверстниками утыкаются в гаджеты, поэтому просто запреты здесь не работают, нужно не запрещать, а объяснять.
И это должна быть разъяснительная работа для всех участников проблемы.
Не секрет, что некоторые учителя сами пользуются мобильными телефонами во время уроков, позволяя себе отвечать на телефонные звонки во время учебного процесса. Это порождает практику двойных стандартов и ведет к справедливому вопросу: почему учителям можно, а детям нельзя?
- Сами родители тоже добавляют неразберихи в этот процесс. Нередки случаи, когда они звонят детям прямо на уроке, беспокоясь о них. Если это экстренный случай, то мы, конечно же, разрешаем ребенку выйти из класса и поговорить. Но если это дежурный вопрос, то стоит довериться школе: здесь ребенок находится под ответственностью учителя, - добавляет Нелли Рыстакова.
Она также отмечает, что нужна масштабная просветительская программа. К примеру, можно снять серию роликов на эту тему, чтобы родители смогли оценить реальный ущерб здоровью ребенка от бесконтрольного использования гаджетов и сами признали существование проблемы. Было бы полезно показывать их на родительских собраниях, на телевидении, в соцсетях.
- Гаджеты мешают ученикам при процессе обучения, - убежден врач-психиатр, специалист по зависимостям Юрий Афанасьев. - Контролировать это надо, прописав правила пользования в уставе школы. Родители должны принимать эти правила и подписывать их при поступлении в учебное заведение. Но для этого нужна разработка федерального закона по этому поводу.
Комментарии (0)