О контрольной закупке продавец может и не узнать

statics/images/arcticles/032019/13032019x4b247504.jpg
Гаджеты приносят много радости, когда с ними все в порядке, и много проблем - если что-то не так.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/032019/13032019x67f0cd61.jpg
Ирина Кузнецова.
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. О том, какие проблемы в сфере потребительского рынка наиболее актуальны в нашем регионе, мы побеседовали с начальником управления Роспотребнадзора по Вологодской области Ириной Кузнецовой.

Кто умнее гаджета?

Третий год подряд тематику международного потребительского праздника  формируют цифровые технологии, которые изменили  характер многих услуг и продуктов, поскольку программное обеспечение  содержится во все возрастающем  количестве товаров.  Важно, чтобы потребители  знали свои права независимо от того,  касается это приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети Интернет. Как показывает практика, удешевление «умных» гаджетов и их возрастающее  массовое производство негативно отражаются на их качестве. Люди недовольны, они пытаются вернуть неисправный товар, но продавцы не всегда идут им навстречу. 
- Об этом можно судить по возрастающему количеству обращений в связи с приобретением товаров с недостатками, за которые продавцы не хотят возвращать деньги, - говорит Ирина Кузнецова. - Хотя, казалось бы, проблем в подобной ситуации быть не должно: согласно Закону «О защите прав потребителей» на них распространяются те же требования, как и в отношении любого другого технически сложного товара. Потребитель, приобретая конструктивно сложный товар, не всегда знает, что в случае неудачной покупки механизм его возврата более трудоемкий в сравнении с простыми товарами. Во-первых, он зависит от времени, истекшего с момента покупки. Возврат бракованного товара должен быть произведен не позднее 15 дней. В этом случае вы можете обменять или требовать возврата потраченной суммы либо снижения начальной стоимости (скидки за дефект), бесплатного ремонта и так далее. Но если с момента покупки истекло больше 15 дней, то при возврате нужно доказать, что дефект был существенным, либо потребовать у продавца проведения гарантийного устранения недостатков, а сразу требовать расторжения договора купли-продажи покупатель не вправе.
Покупка «умных» гаджетов через Интернет - еще более рискованное занятие, напоминает Ирина Анатольевна. Ведь в Интернете во время оформления сделки по приобретению технически сложного товара невозможно ознакомиться с ним визуально, проверить его функционал. При дистанционной покупке у покупателя есть неделя со дня доставки, чтобы вернуть товар при обнаружении недостатков. Но если при передаче устройства продавец не предоставляет документов, разъясняющих правила возврата в интернет-магазин, включающие все условия и сроки, то потребитель может возвратить товар в течение 90 дней.

Расчет окончен

Не меньше, чем покупки технически сложных товаров, потребителей волнует проблема электронных платежей. Буквально на днях в редакцию обратилась вологжанка, купившая в торговом центре обувь и рассчитавшаяся за нее банковской картой. Однако ботинки через месяц порвались, и она потребовала возврата денег. К тому времени женщина потеряла работу, карта у нее была ликвидирована, банковский счет закрыт. Но магазин согласен возвратить деньги только безналичным путем на карточку держателя. 
- Требование магазина незаконно, - уверена Ирина Кузнецова. - В Законе «О защите прав потребителей» четко говорится: возврат денег с момента получения письменного требования по истечении 10 дней. Как это будет делать магазин - его проблемы. Накладывать на потребителя дополнительные обязательства, например, по открытию нового счета - значит, нарушать его права. Если средства не поступили, то начинает исчисляться неустойка за каждый день просрочки. Покупательница вправе обратиться в суд.
По данным регионального управления Роспотребнадзора, чаще всего жители области жалуются на услуги в сфере ЖКХ: неудовлетворительное содержание общедомового имущества, протечку кровель, плохое отопление. Так, одна из жительниц Грязовца пожаловалась на то, что вода из крана идет мутная, с неприятным запахом и вкусом. Внеплановая выездная проверка с отбором проб воды показала, что они не соответствовали установленным нормам. В итоге был подан иск к МУП «Грязовецкая Электротеплосеть». Грязовецкий районный суд обязал исполнителя услуги устранить нарушение и произвести перерасчет платы. 

Научились грамоте

Однако Ирина Кузнецова отмечает и изменившуюся в лучшую сторону потребительскую культуру вологжан: большинство их заявлений в ее ведомство составлено грамотно, со ссылкой на нормы законодательства. 
- Радует неравнодушие вологжан, которые не проходят мимо массовых нарушений, например, торговли табачными изделиями вблизи образовательных учреждений, - говорит она. - Каждое обращение специалисты-эскперты нашей службы тщательно проверяют, выезжают на место, замеряют расстояние от торгового предприятия до школы или детского сада. В сферу их внимания попадают не только ларьки или другие объекты нестационарной торговли, но и крупные супермаркеты федеральных торговых сетей. 
Жители одного из микрорайонов «просигналили» Роспотребнадзору, что в Вологде появилось некое «Алкотакси», которое принимает онлайн-заказы и услужливо доставляет спиртное прямо на дом. 
Закон прямо запрещает продажу алкоголя физическими лицами. Сотрудниками Роспотребнадзора было проведено контрольное мероприятие, предприимчивого таксиста задержали с поличным. По решению Вологодского городского суда его действия были признаны противоправными. Суд обязал его прекратить размещение информации, сайт был закрыт. 
Кстати сказать, в России с недавнего времени заговорили о таком виде проверок бизнеса, как контрольная закупка. Этот метод широко практиковался торговой инспекцией в советские годы, но затем право на контрольную закупку было оставлено лишь сотрудникам правоохранительных органов в рамках оперативных операций. Но с декабря 2018 года такое право предоставлено и сотрудникам Роспотребнадзора. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: