Письмо из полушубка

statics/images/arcticles/072022/20072022xc04b7673.jpg
Покорять таежные просторы и строить протяженный железнодорожный путь на БАМ отправились добровольцы со всей страны.
Фото с сайта strana-rf.mirtesen.ru
statics/images/arcticles/072022/20072022x8514f355.jpg
Александр Марюков (справа) в армии помогал строить на БАМе нефтебазу.

Любовные истории начинаются по-разному. Одни - с прогулки по вечернему городу, другие - с переписки в Интернете, третьи - с небольшого письма, вложенного в карман мехового полушубка и проделавшего путь в 7 000 километров от Вологды до Верхнезейска.

Привет от девушки Гали

В красносеверских подшивках за 1974 год самая популярная аббревиатура - БАМ. Байкало-Амурская магистраль объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Покорять таежные просторы и строить протяженный железнодорожный путь отправляются добровольцы со всей страны. В их числе и сотни вологжан. Кто-то из них едет в Восточную Сибирь за «длинным рублем», но большинство - по зову сердца и в поисках романтики.

Справка «КС»

Проектирование БАМа началось еще в конце ХIX века, а первые строители пришли на почти 5 000-километровую трассу в 1932 году. После начала Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей БАМа в связи с нехваткой металла в стране была разобрана и отправлена на строительство Волжской рокады под Сталинградом. В 1958 году был сдан участок Тайшет - Братск - Усть-Кут, после чего строительство приостановилось почти на 10 лет.
В 1974-м стройка активизировалась и в определенной степени продолжается до сих пор. 

На нужды БАМа работает и промышленность. Осенью «Красный Север» сообщает о поставках на БАМ крупных партий череповецкого металла, изделий тотемского строчевышивального цеха и льнолавсановой ткани.

В номере за 23 ноября очередная публикация: «Вологодская овчинно-меховая фабрика отгрузила в адрес Главснаба СССР два контейнера с полушубками, предназначенными для строителей Байкало-Амурской магистрали. Это не первый заказ дальневоcточников, выполненный фабрикой. На БАМ уже отправлены 1 220 полушубков и мужских пальто».

Интересно, что в первую очередь такими полушубками обеспечивали не только рабочих, рубивших просеки под будущую магистраль (а работа на трассе вдали от редких населенных пунктов была самой тяжелой), но и водителей. На занесенных снегом проселочных дорогах, да еще и в холоде, двигатели машин часто глохли, и опытные шоферы всегда брали с собой утепленную верхнюю одежду.

А некоторые полушубки были еще и с сюрпризом. Как когда-то в войну для солдат Красной Армии для строителей БАМа работавшие на предприятиях либо на складах девушки вкладывали в карманы одежды небольшие подарки - кисеты, рукавицы, носки, а порой и записки с обратным адресом - мол, давайте знакомиться!

Один из таких «подарочных» полушубков попал к уроженцу Череповца Андрею Белову. С декабря 1974 года он, в ту пору 25-летний парень, работал в составе автопоезда, прокладывающего трассу под БАМ на участке от Тынды до Верхнезейска. Говорит, что очень обрадовался, увидев на полушубке этикетку Вологодской фабрики. Еще подумал - хорошо, что земляки про нас не забывают.
- Руку в карман сунул, а там другой  подарок - вязаные носки и письмо от девушки, Гали Тимчишиной, - вспоминает Андрей Николаевич. - У меня в ту пору уже невеста была, так что письмо другу своему отдал, Сергею, что на БАМ из Ленинграда приехал. Переписка у них с Галей завязалась. Осенью 1975-го вместе с Сергеем в отпуск поехали, он по пути в Ленинград у меня в Череповце останавливался. Съездили в Вологду, нашли Галю, через месяц они поженились. Потом дважды к ним в Ленинград приезжал, перезванивались. Знаю, что двоих детей они вырастили. А то письмо и один из вязаных носков (второй у Сергея еще где-то на БАМе затерялся) они хранили как главные семейные реликвии.

Чемпион по шашкам и дартсу

По разным оценкам, на возведении магистрали трудились от трех до четырех тысяч уроженцев области. Был в их числе и наш коллега, журналист, а затем выпускающий редактор «Красного Севера» Александр Марюков.

На БАМ он попал в июле 1979-го во время прохождения срочной службы в железнодорожных войсках. Путь из подмосковной учебки до Селемджинского района Амурской области получился длинным. Сначала восемь суток на поезде, потом на машинах, и еще на пароме через реку Зею. Обосновались в окрестностях небольшого поселка Февральский, строили инфраструктурный объект БАМа - нефтебазу.

- Я был сержантом, командовал хозяйственным отделением, - рассказывает Александр Иванович. - Первые полгода жили в казарме, но в декабре пришло молодое пополнение, и нас переселили в большие палатки. Внутри - печки. На улице - минус 45, но если протопить как следует, жить можно. Несли службу среди тайги, работали. 

Из вологодских, кстати, я не один там был. Вместе со мной служили несколько выпускников пединститута и работников ОМЗ: Николай Кулагин, Валерий Лисаков, Александр Макаров. Уже после демобилизации встречался с ребятами, с кем-то общаемся до сих пор.

На БАМе наш будущий коллега провел десять месяцев. Не только закалил свой характер, но и стал чемпионом батальона по шашкам. За это даже прибавку к сержантскому жалованию получил - 11 рублей. Там же в Амурской области начал писать корреспонденции для армейских газет.

Вернувшись на Вологодчину, трудился учителем русского языка и литературы в средней школе № 4, потом перешел на работу в многотиражную газету «Вологодский подшипник». С 1994-го по 2021-й - в «Красном Севере».

Сейчас на заслуженном отдыхе. Свободное время посвящает внукам и спорту. Еще во время работы в «КС» Александр Иванович стал победителем спартакиады журналистов Северо-Запада в турнире по дартсу. Зимой практически ежедневно ходит в лыжные походы, летом крутит педали велосипеда. И это не удивительно: «Красный Север» всегда был силен своими спортивными традициями.

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: