Почему нужно сохранять межхозяйственные лесхозы

statics/images/arcticles/122019/11122019xf539b1df.jpg
Лес растет, гибнет и восстанавливается по своим природным законам, которые нужно знать, беря во внимание все положительное, проверенное жизнью и практикой.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/122019/11122019xb3ae75d9.jpg
Заслуженный лесовод России Алексей Иванович Алешкин.
Фото Светланы Шубиной
Всю жизнь я отдал лесной отрасли, и меня сильно беспокоит судьба зеленого запаса Вологодчины. До такой степени, что не могу молчать и еще раз хочу высказать свои мысли по поводу улучшения положения лесных дел через газету «Красный Север», как я это делал постоянно, являясь давнишним вашим читателем и внештатным корреспондентом.

Казенные, общинные, колхозные

Казенные или государственные леса в свое время стали базой для развития леспромхозов и дерево­обрабатывающих, целлюлозно-бу-мажных заводов. Общинные, затем колхозные леса местного значения всегда были надежной опорой для выживания селян, живущих в зоне рискованного земледелия. В отдельные годы за пределы области вывозилось до 250 тысяч кубометров деловой древесины и пиломатериалов. А наши колхозы в ответ получали различные корма для животноводства, строительные материалы, сельхозмашины и оборудование.
Исторически сложилось так, что государство, начиная с императора Петра Первого, наделяло крестьян правом бесплатного пользования лесом, которое было сохранено и во времена колхозов.
Колхозные леса расположены вблизи населенных пунктов и дорог. Они более доступны, поэтому стали интенсивно вырубаться, причем бесконтрольно. Рубили по принципу: кто хочет, где хочет и сколько хочет. Это становилось повсеместным, что заставило искать пути к наведению порядка. 
И выход был найден через организацию межхозяйственных лесхозов. Из них первые пять: Грязовецкий, Харовский, Бабаевский, Чагодощенский и Вытегорский - в области были организованы в 1967 году.
В 1972 году на Вологодчине уже работали 22 межколхозных и три межсовхозных лесхоза. Последним в 1978 году был создан Бабушкинский межхозяйственный лесхоз. «Облколхозлес» - областной орган управления - стал существовать с 1967 года. С тех пор в нашем регионе организовалась система управления сельскими лесами.
Первоочередной задачей таких лесхозов было упорядочение лесопользования, а это можно было сделать при условии укомплектования их лесной охраной - лесниками и специалистами.
Следующей, не менее важной и трудновыполнимой задачей было лесоустройство, которое давало проект организации ведения лесного хозяйства на 10 лет и определяло, какие работы необходимо выполнять в лесах ежегодно.
Межхозяйственные лесхозы, работая на принципах самоокупаемости, ускоренными темпами развивали производственные базы по заготовке и вывозке древесины и цеха по ее переработке. Кроме этого, строились цеха по производству комбикормов для своих колхозов и совхозов. В Вытегорском лесхозе совместно с Эстонией работал цех по производству деревянных подошв для обуви. В Соколе благодаря объединению «Вологдаобл­колхозлес» был построен первый в области цех по производству евровагонки с использованием германских технологии и оборудования, а также завод по производству кормовых дрожжей. Все эти предприятия работали в кооперации с колхозами и совхозами, способствуя развитию сельского хозяйства.
Таким образом, у межхозяйственных лесхозов сочетались два вида деятельности - лесное хозяйство, включающее в себя лесопользование и уход за лесами, их охрану, восстановление, и промышленное производство. При существовавшем ценообразовании первый род деятельности был убыточным, а второй - прибыльным. 
В итоге в сельских лесах закономерно возрастала расчетная лесосека. Естественно, рос и годовой объем заготовки древесины.

Возвратить леса селянам?

К началу нового века уровень ведения хозяйства в сельских лесах, характеризуемый затратами на один гектар лесной площади, сравнялся с государственными лесами. Принятый в 1999 году закон Вологодской области «О лесопользовании в лесах сельскохозяйственных организаций» определил органы управления этими лесами и другие вопросы, не нашедшие отражения в федеральном законодательстве.
К сожалению, с принятием в 2016 году нового Лесного кодекса России многое изменилось не в лучшую сторону. Старшее поколение лесоводов, пережившее многочисленные реформы лесного хозяйства, считают его худшим из всех ранее принятых. Почему? Он упразднил лесоохрану, разрушил сложившуюся десятилетиями работоспособную систему управления, лишил основного сельхозпроизводителя и сельское население права пользоваться лесами. 
Хотя в Земельном кодексе РФ 2001 года (статья 77, п.2) территории, на которых произрастают эти леса, значатся как земли сельхозназначения, область без перевода в установленном порядке из этой категории земель передала их из областной собственности в федеральную. Как следствие, в ряде районов население ощущает затруднения с обеспечением не только деловой древесиной, но и дровами.
В большинстве своем ближайшие к населенным пунктам бывшие сельские леса переданы в аренду, и хозяева их находятся в Вологде, Соколе, а то и в Москве или Питере. 
И голова у них о селянине не болит - у них другие заботы.
Об успешном опыте ведения сельского хозяйства иногда сообщают газеты. Залог и основа этих успехов в том, что аграрии получают лесосечный фонд для инвестиционных проектов. Есть жизненная необходимость в том, чтобы дать сельские леса в безвозмездное пользование сельхозпроизводителям и сельскому населению, вернув их в областную собственность. Все условия для этого есть, так как в Вологодской области, единственной в России, сохранены межхозяйственные лесхозы. Нужны только понимание, желание и воля.
Алексей АЛЕШКИН, ветеран труда, заслуженный лесовод России, Вологда
 
Читатель - газета Обратная связь

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: